Сходящиеся вертикали
Сходящиеся вертикали – специфическая особенность перспективы и проклятие жизни архитектурных фотографов. Для получения более естественных результатов мы можем применять внутрикамерную обработку или редактирование после съемки.
Не бывает дискуссий об архитектурной фотографии без обсуждения сходящихся вертикалей — особенность перспективы, из-за которого здания кажутся падающими назад. Фактически в этом нет ничего плохого. Это то же самое, что схождение удаляющихся от вас железнодорожных рельсов. Но наш мозг не хочет с этим мириться, когда мы видим объекты, поднимающиеся вертикально от земли, например, дома, которые на фотографиях кажутся весьма странными.
Сходящиеся вертикали получаются, когда камера отклоняется назад, а эффект при этом усиливается широкоугольным объективом. Для того чтобы избежать подобных проблем профессиональные фотографы архитектуры применяют специальные камеры или объективы, имеющие возможности для управления перспективой. Такая аппаратура позволяет сохранить вертикальное положение камеры, но наклонить объектив. Она стоит очень дорого и недоступна для большинства любителей. К счастью, есть несколько приемов, как при съемке, так и при последующей обработке, которые помогают скомпенсировать схождение вертикалей гораздо дешевле.
Если схождение вертикалей происходит только из-за наклона камеры, то надо снимать с более дальнего расстояния, держа камеру вертикально, а потом обрезать пустое пространство переднего плана. Вы имеете также возможность отойти подальше и снимать с небольшим наклоном вверх, если снимаете с помощью телеобъектива.
Во многих программах вы можете скорректировать схождение вертикалей с помощью нескольких щелчков мышью. В программе Photoshop примените свободное преобразование изображения, в котором вы можете расширить верхнюю часть изображения независимо от нижней, или всегда полезно использовать фильтр коррекции объектива, который доступен в программах Lightroom и Photoshop Elements.
Бывают ситуации, когда такого рода перспективные искажения могут вводиться преднамеренно для введения определенного эффекта в снимок, но тогда их надо применять в полную силу. Общее правило таково: или надо вводить много сходящихся вертикалей за счет применения широкоугольного объектива и задранной вверх камеры, или пытаться совсем избежать искажений. Промежуточный вариант может выглядеть уродливо и непрофессионально.
Аэрофотосъемка
Отличная возможность увидеть город – посмотреть на него с высоты птичьего полета. Может быть, вам удастся полетать над городом на вертолете или маленьком самолете, или посмотреть на город с очень высокого здания. Если вам это удастся, то попробуйте снимать из открытого окна, чтобы избежать отражений от стеклянных окон, или примените поляризационный фильтр, чтобы уменьшить их.
Если у вас будет шанс полетать над городом на вертолете, то глупо упустить такую возможность и не взять с собой камеру. Опять же, лучше не снимать через окно, если это возможно. Пилот может позволить вам открыть небольшое окно, и вы сможете немного высунуться, если у вас не кружится на высоте голова. Заранее проверьте технику, потому что возможности что-то исправить у вас не будет. Для такой съемки лучше всего подойдет стандартный зум. Большая проблема в полете – вибрация двигателя, которая может приводить к сотрясению камеры настолько, что не помогут выдержки, которые в обычных условиях считаются надежными. Не дает полного эффекта и система стабилизации в таких ситуациях, так как она не позволяет компенсировать высокочастотные вибрации. Вредят также и бленды из-за вибраций в воздушном потоке. Используйте открытую диафрагму и укорачивайте выдержку до 1/1000 с, поднимая в случае необходимости светочувствительность. Большая глубина резкости вам не нужна, так как все удалено от вас на более или менее одинаковом расстоянии.