Пейзажи
Пейзажи являются самым популярным жанром фотографов-любителей. Они – первое, что мы снимаем на отдыхе. Позже эти фотографии напоминают нам о счастливом времени и красивых местах. И когда виды хорошо сняты, они наполняют нас благоговением перед миром природы.
Это прекрасно – быть окруженным красивыми местами, а еще лучше иметь возможность запечатлеть их на камеру. Легко показать горы как незаметные горбики на горизонте, водопады скучными и статичными, а морские виды холодными, серыми и безжизненными. Чтобы избежать этого, успешные пейзажисты следуют нескольким базовым правилам, которые помогают им снимать характер местности и передавать ее очарование.
Местность
Первое, что надо сделать при съемке любых пейзажей, – узнать о данной местности досконально все. Исследуйте ваши любимые места со всех возможных точек так, чтобы знать все возможные направления съемки и композиции. Не бойтесь посмотреть и очень низкие точки (очень полезны для этого камеры с поворотным дисплеем) или заберитесь на стену или скалу и посмотрите с высокой точки. Для пейзажной съемки в определенной местности заведите блокнот или карту и добавляйте комментарий о ваших любимых точках съемки так, чтобы вы могли вернуться туда спустя годы по мере изменения условий и сезона.
Не забудьте отметить время. Пейзажная фотография вся подчиняется долгосрочным целям. Знакомство с местностью включает в себя поиск различных точек съемки и комбинаций объективов, которые лучше подойдут к условиям, в которые поставит вас мать-природа. Если что-то не получается, вернитесь в другой день. Идеальная пейзажная фотография неуловима, но объект съемки не может исчезать в одночасье.
В принципе пейзаж статичен, но он все время меняется, каждую минуту, от одного дня к другому, и даже из года в год. В течение дня освещение пейзажа тоже сильно меняется, на ходу меняется и вид фотографии.
Если для вас важна выразительность фотографии, то избегайте снимать в скучную, пасмурную погоду, когда свет совершенно плоский. Лучший свет бывает в начале и конце дня, поэтому приготовьтесь рано встать или поздно лечь. Проверяйте прогноз погоды. Если день должен быть хорошим, то пораньше ложитесь и встаньте до рассвета. По мере того как солнце поднимается, небо приобретает яркое розовое или оранжевое сияние. Сумеречное время также очень привлекательно. В этих условиях солнце не только теплее, но оно и ниже на небе. Это дает длинные тени по всей местности и выделяет детали.
Летом, когда земля выглядит особо пышной, эти условия не длятся долго. Как только солнце взойдет повыше, свет становится очень контрастным с резким полуденным сиянием, делающим плоскими детали пейзажа. В зимние месяцы на деревьях меньше листьев, солнце поднимается не так высоко, позже встает и раньше садится, в более удобные для нас часы, что помогает поймать хорошее освещение.
Пейзажи побережья
Есть что-то в береговых пейзажах такое, что вынуждает вас немедленно взять в руки камеру. Может быть, это ощущение пространства или драматизм воды, разбивающейся о скалы. Тихие заливы, сонные рыбацкие деревни и прибрежные скалы – все это живописно. Морские пейзажи хорошо выглядят не только летом, но и зимой, непредсказуемо меняя свой облик. Можно предложить пять рекомендаций, соблюдение которых сделает ваш выезд на побережье фотографически успешным.
Заполняйте передний план. При компоновке любого пейзажа заполняйте нижнюю часть кадра интересными объектами переднего плана. Их множество на побережье, так что вам будет из чего выбрать. Поищите на берегу покрытые лишайником валуны, траву на дюнах или скалистые берега. Интересны также отражения в лужах, которые могут помочь сбалансировать часто излишне яркое небо. Когда вы начнете присматриваться, вы обнаружите, что вариантов множество.
Нерезкое море. Фотографируя береговые сюжеты с длительной выдержкой, можно получить смазанное изображение воды при резкости всех неподвижных объектов. Применяйте достаточно длительные выдержки (5-10 с) для съемки волн, разбивающихся о скалы, и вы увидите, что волны становятся похожими на туман, а не на воду. Получается эффект призрачности, и его легко достичь в сумерки. Применяйте для такой съемки штатив и дистанционный спуск, чтобы обеспечить неподвижность камеры и смазанность изображения.
«Замораживание» волн. Обратную картину можно получить при коротких выдержках, снимая волны, разбивающиеся о скалы. Так снимать удобно в штормовые дни и лучше с помощью длиннофокусной оптики с некоторого расстояния.
Наблюдайте за волнами. Волны приливов и отливов постоянно меняют характер берега. То, что сейчас покрыто водой, может через несколько часов оголиться и превратиться в скалистые бассейны. Немного понаблюдайте и вы обнаружите, что поведение волн можно предсказать и рассчитать, когда они совпадут с интересными явлениями погоды и освещением. Отлив — не время для съемки волн, бьющихся о волнорезы. Вы можете быть разочарованы, если придете снимать волны на песчаном берегу, а они окажутся в полумиле от вас.
Ищите детали. Не всегда стоит сосредотачиваться на крупных объектах, чтобы передать специфику побережья. Приглядывайтесь к интересным деталям. Лишайники на валунах, рисунки на песке и фактура скал представляют собой интересные объекты для съемки. Ищите и рукотворные объекты. Например, горшки для омаров, старые лодки или красочные хижины на берегу.