Боб Карлос Кларк
«В фотографии главное — это воображение и умение перенести созданную в воображении идею снимка на пленку Оборудование здесь играет такую же роль, как резец скульптура».
Стиль Боба Карлоса Кларка очень индивидуален, его фотографии можно узнать с первого взгляда. Профессию фотографа Карлос Кларк освоил в колледже и после его окончания снимал для различных изданий — в основном для мужских журналов и журналов, посвященных автомобилям и мотоциклам. Его работы этого периода наполнены сексом, насилием и философией потребления. Карлоса Кларка часто критиковали за использование таких реквизитов, как автомобили и оружие, а также за то, что он снимает женщин как неких фантастических существ, а не живых людей. Но Карлоса Кларка такая критика не смущает: «Мои фотографии считаются сильными. Если бы это было не так, то вряд ли бы я добился успеха в том, чем занимаюсь». Он отрицает, что эти фотографии являются частью его жизненной философии. Вот как он расценивает это: «В них 40 процентов от меня, но остальные 60 процентов — это то, что хочет в данный момент рынок».
Рисунок 1. Типичный для Карлоса Кларка снимок: модель неуклюже сидит на стуле, ее макияж размазан слезами. Кларк использовал обманчиво-простое освещение — в полном соответствии с его нынешними правилами, согласно которым снимок должен «рассказывать историю» и не должен быть перегружен прихотливым светом и техническими приемами. Объектив 150 мм., Nikon, V’25 сек., f/16
Сейчас Карлос Кларк снова в моде, но он, как никто, осознает, что работа в гламурной и рекламной фотографии делает его зависимым от переменчивой моды. Однажды ему уже довелось почувствовать это на себе: после нескольких лет использования тем секса и насилия для продвижения товаров, он вдруг обнаружил себя в Лос-Анджелесе начала восьмидесятых, где в полную силу входила философия политической корректности. Работы Карлоса Кларка диссонировали с тем, что хотело в тот момент большинство потребителей, и его агент посоветовал ему исключить из портфолио наиболее жесткие снимки. Он кое-как сводил концы с концами до тех пор, пока один из его фирменных снимков, изображающий женщину в обтягивающем резиновом платье, плачущую на ступенях мавзолея, не был куплен производителем моющей жидкости. Сексуальность вновь вошла в моду. Карьера Карлоса Кларка испытала очередной подъем.
Вдохновение для своих снимков Кларк черпает в самых разнообразных местах и вещах: например в «предмете, который я как-то обнаружил лежащим в лавке старьевщика. Его форма привлекла мое внимание». Он находит полезным слоняться по Лондону, глядя по сторонам. Он следит за современными тенденциями, и внешние влияния неизбежно находят выражения в его работах. Оглядываясь назад, Кларк понимает, что значительной части его ранних работ, несмотря на сиюминутность их темы, были свойственны сентиментальность и ностальгия. Однако в итоге эти качества не стали отличительной чертой его снимков, а послужили лишь начальной ступенью на пути к его последующим работам, раздвинувшим границы того, что считалось приемлемым в рекламе. Один из таких снимков, изображающий женщину, полулежащую в спортивной машине, подразумевал: «Разве тебе не хочется владеть и той, и другой?». Другой снимок — изображение парня в баре, которого целуют сразу две девушки, — как бы говорил: «Пей это пиво, и твои мужские фантазии станут реальностью». Серии его снимков -реклама роскошной одежды, — исполненные в виде тщательно продуманных сценок, изображали женщину, чья красота приводила всех видевших ее мужчин к смерти и увечьям, потому что они полностью концентрировались на ней, вместо того чтобы смотреть, куда идут. Эта реклама вызвала многочисленные жалобы. Она была современной, сексуальной и смешной.
Такой подход разительно отличался от его ранних работ, когда в выборе элементов Кпайв полностью полагался на случай. В то время он редко имел ясное и детальное представление о том, чего он хочет добиться в ходе конкретной сессии, но это не имело большого значения. Во-первых, он делал черно-белые снимки и мог изменять изображение при печати. Во-вторых, он раскрашивал их вручную и мог по желанию придать им любые цвета. И, наконец, многие его ранние снимки были смонтированы. Это означало, что изображение на самом деле складывалось из отдельных частей уже после съемки.
Теперь Карлос Кларк делает наброски сцены до того, как взяться за камеру, и начинает тратить пленку только тогда, когда имеет твердое представление, чего он хочет достичь.
Рисунок 2. Создание этой фотографии началось с чернового снимка глинистой лесной дороги. Затем Карлос Кларк допечатал две небольшие части негатива. Он нанял модель и сделал в студии две ее фотографии, придав отпечаткам голубоватый оттенок. Четыре отпечатка были смонтированы на •первоначальном снимке, и Кларк окрасил их с помощью акварели фотокрасителей. Тени по краям центральной части снимка были выполнены в последнюю очередь с помощью аэрографа. Объектив 150 мм., Nikon, 1/250., сек., f/5.6.
Тщательное планирование снимка и лаконичность сделали Кларка популярным фотографом. Он очень придирчиво относится к тому, что попадает в кадр. По его словам, он постоянно ограничивает себя и убирает все то, что не нужно для создания желаемого эффекта. Особенно Кларк подчеркивает, что все элементы изображения должны дополнять друг друга, ведь даже самая небольшая ошибка может свести на нет все достоинства снимка.
Хотя при создании изображений Кларк широко пользуется графической техникой, он настойчиво повторяет, что техника -лишь средство достижения цели. Однако, если не обращать внимания на то, как определенный технический прием отражается на конечном результате, существует опасность, что он начнет доминировать в изображении и испортит снимок.
Модели на снимках Карлоса Кларка — не люди, а всего лишь изображения. Он использует их для того, чтобы придать картине элемент сексуальности. Точно так же, как машины на его фотографиях представляют мужское начало, модели символизируют сексуальную угрозу. Мистический оттенок, свойственный работам Кларка, достигается продуманным выбором моделей, аксессуаров, места и техники съемки. Все это вносит свой вклад в создание пропитывающей его снимки зловещей фантастической атмосферы. Как правило, Кларк работает с профессиональными моделями, но его последняя съемка, связанная с рекламой ночных клубов, оказалась настолько провокационной, что профессионалы не могли в должной степени расслабиться и создать требуемое впечатление. Кларку пришлось обратиться к друзьям и даже к незнакомым девушкам на улице. Одна из девушек, танцовщица, только что поссорилась со своим бой-френдом, другие накануне до поздней ночи веселились на вечеринке. Собравшись вместе, они смогли создать ту густую урбанистическую атмосферу, которой не смогли добиться безупречные профессиональные модели.
Карлос Кларк сетует на свойственную многим фотографам-любителям одержимость оборудованием. «В фотографии, -говорит он, — главное — это воображение и умение перенести задуманную идею снимка на пленку. Оборудование здесь играет такую же роль, как резец скульптура».
Рисунок 3. Эта фотография взята из последней книги Карлоса Кларка «Shooting Sex», в которой описывается его путь от студента до виртуоза-профессионала. Яркое освещение подчеркивает броские цвета наряда модели и ее хищную позу. Объектив 150 мм., Nikon, 1/125 сек., f/16
Его успех в качестве рекламного фотографа свидетельствует о том, что он хорошо разбирается в экономической стороне своего дела. Тем не менее он отделяет себя от большой части выполняемых заказов. «Если бы я отождествлял себя с рекламной фотографией, которой занимаюсь, я бы ежедневно разбивал себе сердце», -говорит Кларк.
Кларк чрезвычайно серьезно относится к своей работе. Он педант в том, что касается качества снимков. Для себя он делает в год не более двадцати фотографий. На создание каждой уходит несколько дней, иногда недели. «Когда я просматриваю свои старые работы, — утверждает Кларк, — я едва ли нахожу четыре снимка, которыми можно было бы гордиться».
Работы Карлоса Кларка успешно переходят грань между реальностью и фантастикой. Этого пытались достичь многие фотографы, но смогли лишь единицы. Основная причина успеха Кларка — широта технических навыков, позволившая ему дать свободу воображению.