Фотоочерк
Имея в руках фотоаппарат, можно создавать как одиночные фото, так и целый последовательный ряд из фотографий, историю, воплощённую в фотографиях. Такой своеобразный рассказ принято называть фотоочерком.
Он всегда посвящён какому-то одному конкретному событию. В нём присутствует определённая логическая последовательность. Без этого он не будет содержательным. Наиболее выразительную и значимую фотографию чаще всего размещают на первой странице журнала. Остальные фото монтируются по 2 ÷ 4 штуки на последующих страницах. Это наиболее кропотливая и ответственная работа бильд-редактора (т.е. редактора по изображениям).
Хронологически точная последовательность событий при этом необязательна. Если неукоснительно придерживаться принципа «раньше – позже», то получится не фотоочерк, а скорее всего, просто фотофиксация событий. Если мы видим в фотоочерке одного и того же персонажа в различных жизненных ситуациях, нельзя буквально понимать это как прямую последовательную историю его жизни. Гораздо важнее и интереснее отобразить здесь натуру и внутренний мир героя.
Контраст в восприятии фотографий чаще всего не связан с их временной последовательностью. В этом фотоочерк приближается к литературному произведению. Порой в художественных произведениях начало повествования начинается с того, как герой, уже находясь при смерти, вспоминает разные события своей жизни – в детстве, в зрелые годы, в юности. В кино также может использоваться похожий приём монтажа. И очень часто фотоочерк пользуется этим же стилем.
Он построен на ассоциативных, смысловых и изобразительных связях снимков. Даже всего лишь две фотографии не всегда могут составить цельное и гармоничное сочетание. Помехой тут могут стать различие цветовых оттенков, форматов и других подобных отличий. Весьма непросто гармонично объединить фотографии, содержащие в себе движение, динамику. Объединение двух фото будет прочным и естественным, если удастся отыскать правильный баланс схожести и отличия. В фотоочерке последовательность снимков выражает смысл, который искал и хотел донести до зрителей фотограф.
Первый снимок фотоочерка, как и первый абзац романа, очень важен и от него зависит многое. Это своеобразная визитная карточка и приглашение войти. У зрителя должно появиться желание принять это приглашение. И поэтому правильно выбрать первый снимок непросто. Определить последний снимок тоже нелегко. Это выход, логичное окончание. Также важна и кульминационная фотография. Это наиболее выразительный и ёмкий снимок. И хотя его появление подготовлено всеми предшествующими кадрами, однако всё равно элемент неожиданности присутствует. Кульминация может состоять не только из одной, но иногда и из двух-трёх фотографий. В кульминации заключена основная мысль фотоочерка. И уже в готовом очерке все фото на своих местах. Ни одно из них нельзя удалить, ни одно добавить. И местами менять также нельзя. Создана целостная художественная композиция.
Хотелось бы мне попробовать сделать фотоочерк. Но это в основном работа фотографа из журналов и газет. Хотя и тут есть свои нюансы. Ведь свободного полета с выбором тем не получится. Есть задание — нужно делать.
А мне было бы скучно работать в газете. Это же строго оговоренные темы, все должно быть сделано и сдано вовремя. А для меня такой темп неприемлем. Ну, если я чувствую, что не то выходит, то начинаю все заново на следующий день.