Методы конвертации RAW-файлов
Можно сравнить RAW-конвертацию с химической обработкой катушки или листа негативной пленки. Вы пытаетесь получить максимально хороший цифровой «негатив» на основе информации, представленной камерой, который затем превратите в выходное изображение -отпечаток или картинку на мониторе.
В следующем разделе книги будут описаны некоторые ключевые моменты процесса RAW-конвертации. Для изложения необходимо решить, какую из программ взять в качестве примера. Поскольку большинство специалистов работает с программой Adobe Camera Raw (ACR), я буду использовать именно ее в версии 3.0 как наиболее популярную в настоящее время. Однако последняя версия ACR (v.4.0), которая поставляется с Adobe Photoshop CS3, имеет новые и модифицированные средства управления. Где нужно, это оговаривается. В любом случае я буду указывать, к какой версии относится описание.
Также я дам краткие пояснения касательно управления цветом. На этом следует остановиться, поскольку понимание базовой роли управления цветом в цифровой обработке крайне важно для достижения точных результатов. Вместе с тем постараюсь быть лаконичным, так как проблема управления цветом сложна и может потребовать отдельной книги. Для более подробного знакомства с вопросами управления цветом я даю ссылки в приложении.
Также важно понимать, что обработка изображений представляет собой субъективное искусство. Не существует правильных и неправильных путей в обработке изображений, существуют лишь разные формы интерпретации изображений, как существуют разные исполнения одного и того же музыкального фрагмента. Поэтому информация, приводимая здесь, предназначена в качестве иллюстрации технически правильного процесса RAW-конвертации. Это совсем не значит, что из тех же исходных данных нельзя получить иного результата, что предложенный путь, единственно правильный.
Иллюстрация 1. Эта иллюстрация демонстрирует диапазон цветов, включая два наиболее распространенных фотографических цветовых пространства Adobe RGB и sRGB.
Главная задача в управлении цветом состоит в правильности цветов, отображаемых на мониторе, и в том, чтобы выходные цвета на отпечатке соответствовали цветам на экране.
Управление цветом необходимо потому, что различные устройства, в данном случае мониторы и принтеры, формируют цвета с использованием различных процессов и с различным цветовым охватом. Это означает, что цвета одного устройства (монитора) другим устройством (принтером) будут представлены иначе. Диапазон цветов, представляемых монитором, обычно больше, чем диапазон, который может воспроизвести принтер. В результате, если цветом не управлять, возникает расхождение между тем, что мы видим на экране, и отпечатком. Данная проблема обсуждается в следующем параграфе.
Цветовое пространство
Отдельные фотодиоды цифровой матрицы (пиксели) регистрируют свет и кодируют его в виде комбинации дискретных значений красного, зеленого и синего (нем-то вроде 88/249/17). Однако если я спрошу вас, какой цвет представляет эта комбинация, то вы вряд ли сможете мне ответить, и такая же проблема существует в отношении числовых значений цвета для камер, мониторов и принтеров. Это область, в которой вопрос о цветовом пространстве приобретает особую остроту. Цветовое пространство (например, RGB, sRGB или CMYK) связано с тем, как числовые комбинации интерпретируются устройствами, воспроизводящими цвета.
Важно понимать, что разные цветовые пространства интерпретируют цвета по-своему. Например, в цветовом пространстве Adobe RGB комбинация 88/249/17 интерпретируется как яркий светло-зеленый, но тот же самый цифровой ряд в цветовом пространстве sRGB означает приглушенный зеленый.
Иллюстрация 2. Эта иллюстрация показывает различие между цветовыми значениями 88/249/17 (приглушенный зеленый) в пространствах RGB и sRGB. Обратите внимание, что в Adobe RGB зеленый выглядит более сочно и живо, а в sRGB — более тускло.
Профили ICC
Поскольку различные цветовые значения интерпретируются по-разному в разных пространствах, то и камеры, мониторы и принтеры также их «понимают» по-разному. Чтобы помочь «транслировать» цвета, Международный консорциум по цвету (International Color Consortium, ICC) разработал стандарты, называемые ICC-профилями, с помощью которых устройства могут общаться между собой и точно интерпретировать цветовую информацию. Например, профили принтеров позволяют программам, таким как Photoshop, преобразовывать экранное изображение в фотографический отпечаток настолько точно, насколько это позволяет принтер. Аналогично профили редактирования (например, Adobe RGB и sRGB) позволяют получать адекватные результаты во время редактирования, а профили мониторов сообщают вашей операционной системе, как надо точно отображать цвета.
Профилирование мониторов и принтеров
Лучший способ создать профиль компьютерных мониторов и принтеров для обработки фотографий -применить аппаратную калибровку, для чего следует использовать устройство, такое как GretagMac-beth’s Eye One Display (я пользуюсь именно им) или Spyder/Spyder Pro фирмы ColorVision. Эти типы калибраторов гарантируют калибровку без особых сложностей, что позволяет эффективно использовать их неспециалистам по корректировке цвета.