Возвращение к основам: краткий обзор понятий
Фундаментальная природа экспозиции никогда не меняется, несмотря на любые технические и технологические усовершенствования, которые появляются с годами. Сегодня, как и прежде, освещенность и длительность воздействия света на среду регистрации остаются решающими факторами создания фотографического изображения. Равно как и то, что инструментами управления этими параметрами по-прежнему остаются диафрагма объектива и затвор современных камер. Точность и качество могут улучшаться, но принципы действия остаются теми же. Фотографу важно понять, что выбор экспозиции не представляет собой точную науку.
Рисунок 1. Нет правильного и неправильного варианта экспонирования при съемке, существуют лишь разные интерпретации сюжета. Подсвеченный сзади объект может быть снят в виде силуэта.
Нет определенной освещенности или длительности экспонирования, требуемых для данного объекта съемки. Другими словами, для некоторой сцены не существует единственно правильного способа экспонирования. Возможно множество ее интерпретаций.
Подобно людским суждениям, каждая экспозиция более или менее правильна, просто они разные. Приведу пример. Объект при встречном свете можно экспонировать так, что будут видны детали, которые создадут эффект воздушного ореола вокруг границ объекта. И наоборот, можно снять так, что останется лишь силуэт, а все детали исчезнут, и изображение получится почти графичным. Обе интерпретации имеют право на существование, но при этом они очень разные.
Пример показывает, что нет такого понятия — «правильная экспозиция». Нам лишь кажется, что та или иная экспозиция правильно передаст объект или сцену — согласно нашему видению в момент съемки. Более того, этот пример показывает, что процесс экспонирования зависит от фотографа не менее, чем от особенностей камеры. И только обоснованное решение может обеспечить фотографу верный результат.