Спорт и состояния
Фотография состояний фиксирует момент времени. Когда мы снимаем быстродвижущийся объект, результат может оказаться очень интересным. Мы видим детали, расплывчатые в реальной жизни или при видеосъемке. Объект «замораживается» во времени, и мы можем представить, что было до этого момента и что случится в следующий момент.
Фотография действия имеет дело со многими объектами: от спорта и авиации до детей, гоняющих мяч, и собак. Короче, это все, что движется настолько быстро, что его трудно сфотографировать резко.
Ответственность за изображение движения в фотографии возлагается на выдержку. Управлять этим можно использованием камеры в экспонометрическом режиме приоритета выдержки или в ручном режиме. При этом вы управляете и видом, и ощущением действия тоже.
Короткие выдержки «замораживают» быстрое движение, и все получается резко. Более длительные выдержки позволяют движущимся объектам оставить размазанный след в направлении движения. Имейте в виду, что не существует единого подхода, что из этого считать правильным. Просто это разные инструменты вашего фотографического арсенала.
«Замораживание» движения
Съемка с короткой выдержкой, чтобы остановить движение, является наиболее общим приемом в спортивной фотографии. Так снимать, значит полностью открыть диафрагму, чтобы было больше света, но глубина резкости при этом будет небольшая. Многие спортивные фотографы используют этот прием и его преимущество, состоящее в том, что он позволяет отделить объект съемки от мягко изображаемого фона. Если ваш объектив не удается открыть столь сильно, то увеличивайте светочувствительность камеры. Какая нужна выдержка зависит от скорости перемещения объекта съемки. Начинайте с 1/250 с и смотрите на результат на дисплее камеры. Для полной остановки движения вам может понадобиться выдержка 1/1000 с или 1/2000 с.
Передача движения нерезкостью
Недостаток «замораживания» движения заключается в том, что часто при этом теряется впечатление движения, если объект не показан на соответствующем фоне или не оказывается в неестественной позе. Иногда лучше за счет длительной выдержки придать объекту легкую размытость, как будто он перемещается по кадру. Опять же, точное значение требуемой для этого выдержки зависит от конкретной ситуации, но начинать можно с выдержки 1/30 с, постепенно увеличивая. При слишком большом размытии объект станет неузнаваемым, а при слишком малом пропадет эффект движения. Вам нужно достичь компромисса, но это может получиться только после нескольких экспериментов с контролем результата.
Заметим, что иногда вы можете захотеть комбинации неподвижного состояния объекта и смазанного. Хороший пример такого типа фотографий – снимок вертолета с вращающимися лопастями винта. Снимите его с выдержкой 1/2000 с, и вы «заморозите» не только вертолет, но и лопасти. Если выбрать выдержку 1/500 с, вы получите естественное изображение вертолета с вращающимися лопастями.
Режим «Спорт»
Мы много говорим о том, как выбрать параметры съемки вручную. Однако ваша камера, возможно, имеет сюжетный режим «спорт». Эта установка позволяет снимать серию кадров с автофокусом вместе с автоматическим выбором выдержки и диафрагмы, чтобы «заморозить» движение. Это очень удобно для начинающих фотографов.
Вспышка и спортивная фотография
За редким исключением, предельно короткие выдержки камер составляют до 1/4000 с. Длительность же вспышки может быть равна 1/30000 с, а кроме того, она позволяет снимать при плохих условиях освещения. Во многих видах спорта использование вспышек запрещено, так как они могут мешать спортсменам (теннис, бадминтон, гольф и т.д.), хотя бывают некоторые события, где мы видим профессиональных спортивных фотографов, применяющих внешние вспышки для фиксации динамичных моментов.
Хорошим режимом применения вспышки для фотографирования движения является комбинирование длительной выдержки со светом вспышки. Вспышка останавливает объект, а остальная часть выдержки формирует размазанный след движения. В стандартных вспышках световой импульс возникает в начале экспонирования при открывании первой шторки. Это приводит к следу от движения спереди объекта. Включите режим «задней» или второй шторки, и импульс света будет возникать в конце выдержки и приводить к размытому следу от объекта сзади него, что имеет более естественный вид.