Соотношение сторон при пейзажной фотосъёмке

Выбор соотношения сторон очень важен для снимка, ведь он способен существенно улучшить композицию снимка. Но можно и наоборот – не правильным выбором соотношения просто «убить» уникальный кадр. В данной статье речь пойдёт о наиболее часто используемых соотношениях сторон.

1:1 – Квадратный формат
Данный формат используется для упрощения кадра и для того чтобы наиболее эффектно выделить объект в центре кадра. При равенстве ширины и высоты кадра меняется способ «чтения» кадра. Здесь нет надобности следовать правилам и можно совершенно спокойно разместить линию горизонта по центру кадра или же поместить объект съёмки в центре. Причём, скорее всего кадр от этого только улучшится.

121

4:3
Стандартное соотношение, при котором «чтение» кадра происходит слева направо. Идеально подходит для направления взгляда с помощью ведущих линий от переднего плана к нужной сцене. Достаточная высота кадра позволяет использовать широкоугольные фокусные расстояния, при которых можно передать глубину сцены, не показывая при этом лишних деталей.

122

6:4 – Формат 35-мм
Стандартное соотношение сторон для плёночных фотоаппаратов и полнокадровых зеркалок от Canon и Nikon. Ширина существенно больше высоты, что опять-таки способствует просмотру слева направо. При таком формате использование диагоналей является очень хорошим решением. Ограниченная вертикаль приводит к тому, что порой бывает проблематично заснять детали переднего плана. Особенно при работе с широкоугольным объективом. Это может вызвать чувство разрозненности в кадре и как следствие потере эффектности снимка. Оптимальным такое решения является для сцен, на которых практически нет переднего плана.

123

16:9 – Широкоформатный
С недавних пор данное соотношение сторон стало приобретать всё большую популярность. Здесь на первый план выходит ширина изображения, что при просмотре накладывает определённые проблемы при просмотре переднего плана. На нём очень тяжело сосредоточиться. Данный формат идеален для пейзажных сцен, снятых с большого расстояния я использованием большой фокусной величины.

124


12:6 или 18:6 – Панорамный (2:1 или 3:1)

Оба формата отлично подходят для съёмки панорамных сцен. При этом соотношение сторон 2:1 – является панорамным форматом, который поддерживается большинством плёночных камер среднего формата. А соотношение сторон 3:1 – прерогатива APS. В большинстве случаев подобные соотношения сторон используют для склейки двух и более кадров в один. При этом, кадр с соотношением сторон 3:1 достаточно сложно сделать из одного кадра, чтобы он при этом был ещё и достаточно большим. Очень часто кадры для последующего склеивания снимают при помощи длинного фокусного расстояния, что позволяет поймать отдалённые детали. Использование данного, панорамного, формата не предусматривает включение в снимок деталей переднего плана.

125

В качестве заключения.
Помните, что описанные здесь соотношения и советы по их использованию достаточно условны, и некоторые ваши снимки будут хорошо смотреться совсем не с тем соотношением сторон, которое описано здесь. И это неудивительно, ведь каждый снимок уникален по-своему и очень сложно вогнать его в какие – либо жёсткие рамки и правила.
Хочется надеяться, что прочитанное заставить вас задуматься о композиции вашего будущего снимка ещё до нажатия на кнопку затвора.
Главное понимать, что соотношение сторон при съёмке не имеет жесткой привязки к фотоаппарату. Это понимание поможет вам создавать потрясающие снимки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ 152 РФ.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.