Режимы съемки от P до M
Сюжетные программы знакомы каждому, кто увлекается фотографией. Основное назначение таких программ – облегчение процесса съёмки для новичков. Выбрал нужную программу и вперёд – творить шедевры. Всё легко и просто.
Трудности начинаются тогда, когда у фотографа возникают споры и несогласие с камерой. Это происходит тогда, когда не хватает тесных рамок режимов и надоедает то, что фотоаппарат вопреки вашим пожеланиям продолжает снимать с одинаковыми настройками. Тут и приходят на помощь 4 творческих (программных) режима, о которых раньше можно было и не вспоминать.
P – простой программный режим, в котором фотоаппарат автоматически выбирает минимальное значение выдержки и диафрагмы (экспопару), которые необходимы для снимка. Он в чём то схож с автоматическим режимом, с той лишь разницей, что здесь можно самостоятельно настроить некоторые параметры – баланс белого, светочувствительность, использование вспышки и т.д.). Не совсем полезный режим, с большим количеством ограничений.
A (или Av) – режим приоритета диафрагмы. Фотограф устанавливает нужное ему значение диафрагмы, а фотоаппарат подбирает под него выдержку, основываясь на данных экспозамера. Это наиболее любимый у большинства фотографов режим, который предлагает полноценное управление глубиной резкости (например, 1.8 или 2.8 — малая глубина резкости, , 16 или 22 – большая глубина резкости). Хороший режим, который, правда, имеет и недостатки. Снизу он имеет ограничение диапазона выдержек, с которыми можно работать. Большинство фотоаппаратов вряд ли сможет работать с выдержкой более 4 секунд, хотя по заявленным характеристикам кажется значительно больше. Дело всё в том, что при выдержке более 4 секунд кадр окажется смазанным. Исключение, работа со штативом. Также данный режим очень удобен, когда нужно добиться максимальной резкости – если при диафрагме 2.8 стекло мылит, а при 4-8 показывает максимальную резкость, достаточно поставить диафрагму на 5.6 и забыть о замыленности кадров.
S (или Tv) – режим с установкой приоритета выдержки. Здесь доступна установка требуемой выдержки, под которую фотоаппарат уже подбирает диафрагму. Данный режим имеет весьма ограниченную функциональность и в большинстве случаев используется при съёмке спортивных состязаний, когда на первое место выходит удачной пойманный момент, а не проработка фона. Также в этом режиме можно снимать и детей, снимая которых очень часто можно ухватить четкий кадр лишь на 1/250 секунды. Также в данном режиме можно использовать длинные выдержки – особенно при съёмке с проводкой.
M – ручной режим. Здесь пользователь самостоятельно устанавливает все необходимые параметры. Стоит обратить внимание, что автоматическая светочувствительность доступна в предыдущих режимах, а в ручном она недоступна. Всё довольно просто, в этом режиме обычно работаю те, кому нужны эксперименты, или же те, кто точно знает, что ему нужно. Ручной режим убирает все ограничения по ночной съёмке, поскольку здесь возможна установка любого значения выдержки и диафрагмы при любом значении светочувствительности. Ещё одним достоинством данного режима является то, что он позволяет создавать недодержанные или передержанные снимки, работать с фотоаппаратами, которые изначально не предназначены для данной модели фотоаппарата и т.д.
Sv – режим приоритета светочувствительности, имеющий много общего с режимом P. Но в отличие от последнего, здесь доступен выбор светочувствительности, которая при необходимости поддаётся быстрой коррекции.
TAv – режим приоритета диафрагмы и выдержки, в котором присутствует возможность ручного выбора этих параметров, под которые фотоаппарат автоматически подстраивает чувствительность матрицы.
A-Dep – режим приоритета диафрагмы с одновременным контролем глубины резкости снимка. Режим применяется для одновременной проработки переднего и заднего плана – при этом происходит замер пространства по отношению к обоим планам и соответственное выставление выдержки и диафрагмы.
Два последних рассмотренных режима существуют на данный момент только в фотоаппаратах Pentax, а режим A-Dep – в моделях фирмы Canon. При этом трудно прогнозировать, будут ли они внедрены в фотоаппараты других производителей. Да и сама полезность данных режимов пока что находится под достаточно большим вопросом. К тому же возникает множество вопросов и о том, в каких именно условиях их можно использовать с максимальной эффективностью, поэтому отложим эти режимы до лучших времён.
Для того чтобы помочь вам определиться с тем, какой же из режимов больше всего подходит именно для вас, ниже представлена достаточно подробная таблица: