Режимы измерения и применяемые методы
Когда в 1962 году появились встроенные TTL-экспонометры, в них применялось усреднение по кадру. Потом были созданы центрально-взвешенные измерители. Компания Olympus усовершенствовала их и ввела многоточечную (матричную) систему измерений, которая превратилась сегодня в многосегментную.
Рисунок 1. Эта сцена измерялась в многосегментном режиме камеры, он обеспечил приемлемое качество изображения.
Современные DSLR-камеры оснащены экспонометрами, принцип работы которых по сути тот же самый, что и у пленочных предшественников, но техника становится все более сложной. Внутренние спотметры стали более точными, центрально-взвешенные измерители могут быть более точно направлены, а многосегментные оснащены базой данных предшествующих экспонометрических установок — это позволяет настроиться практически на любые условия освещения.
Рисунок 2. Секундой позже, после переключения на точечный замер, кадр был повторен.
Несмотря на точность новейших сложных систем измерения, камера не может предвосхитить ваших визуальных предпочтений и творческих намерений. Различные режимы измерения позволят получить экспозиционные параметры в широком диапазоне значений даже для одних и тех же условий освещения, однако выбор все равно остается за фотографом. Поэтому важно понимать, как работают разные режимы и когда следует применять тот или другой из них.
Многосегментный режим
Рисунок 3. Диаграмма показывает, как могут распологаться сегменты в схеме многосегментного измерителя.
Как правило, встроенные экспонометрические системы используются в многосегментном режиме, который может у разных производителей называться по-разному (см. таблицу снизу). Камера производит несколько измерений интенсивности света с разных участков кадра. Эти показатели сравниваются с экспозициями из базы данных, чтобы найти ближайшие подходящие экспозиционные параметры.
Многосегментные системы измерения
Названия многосегментных систем у разных производителей
Изготовитель Название
Nikon 3D Color Matrix
Canon Evaluative
Sony(Minolta) Honeycomb
Pentax Multi-segment
Fuji 3D Matrix II
Sigma Segment
Olympus ESP multi-pattern
Samsung Multi-segment
Mamiya Variable ratio
Hasselblad Average
Основное преимущество систем этого типа заключается в том, что они меньше зависят от средне-серого 18%-ного тона, чем два других режима измерений (см. подробнее тут). Это делает измерения более точными. Например, применяя этот режим измерений, мы получим белое более похожим на белое, а черное — на черное, чем на средне-серое. Снежный пейзаж будет выглядеть более белым и ярким, а не уныло-серым, как в другом режиме измерений.
Рисунок 4. Многосегментные измерители экспозиции имеют высокую точность и могут давать хорошие результаты.
Многосегментная система измерений настолько сложна, что появляется несколько опасностей при съемке сложных по освещению ситуаций. Основной недостаток состоит в том, что главный сегмент, по которому камера оценивает экспозицию, может не наложиться на главный объект сцены, а тогда экспозиция не будет согласована с вашим видением результата съемки.
В этой системе труднее выбрать, как правильно измерять, когда, например, объект освещен сзади или когда применяются технические фильтры, нейтральные или цветные градиентные.
Центрально-взвешенное измерение
Рисунок 5. Когда камера переключена в центрально-взвешенный режим измерения экспозиции, 75% световой информации берется из кружка, соответствующего заданному диаметру в центре видоискателя.
Одним из наименее популярных режимов измерения экспозиции является старый центрально-взвешенный метод. Как следует из названия, наибольшее значение при измерении придается центру изображения, примерно очерченному кружком в видоискателе. В некоторых более совершенных DSLR-камерах диаметр центральной зоны может настраиваться вплотную к требуемой части кадра. Весовое отношение при оценке составляет обычно 3:1 (центр к фону).
Рисунок 6. Центрально-взвешенный режим идеально подходит для портретной фотографии.
Несмотря на простоту, режим очень эффективен для соответствующего объекта съемки. В частности, этот режим идеален для портретов (людей или животных) при естественном освещении, поскольку часто объект располагается в этом случае в центральной части кадра, а фон играет второстепенную роль в композиции изображения.
Рисунок 7. Когда обьект находится вне центра кадра при центрально-взвешенном режиме измерения, надо использовать ручной режим измерения или режим АЕ с фиксацией экспозиции до перекомпоновки кадра.
Когда-то центральное положение датчика экспозиции вызывало сложности, если снимался объект, расположенный не в центре кадра. Но теперь практически все DSLR-камеры имеют кнопку фиксации экспонометрического замера, с помощью которой все проблемы решаются. Нужно расположить объект в видоискателе по центру и измерить экспозицию. После этого производится перекомпоновка кадра и делается снимок. В ручном режиме фиксация экспозиции отключается.
В отличие от многосегментного измерения центрально-взвешенный режим приводит все объекты к средне-серому тону и, следовательно, будет давать экспозицию, правильную для средне-серых объектов. Если объекты светлее или темнее, чем средне-серые, то необходимо провести правильную экспокоррекцию для недодержки светлых тонов (т.е. сделать их темнее, привести к средне-серому) и переэкспонировать темные тона, чтобы сделать их светлее (тоже привести к средне-серому). Например, в портрете, где главный объект, по которому делается измерение этим методом, имеет смуглую кожу, требует введения экспозиционной правки примерно на +1 ступень, чтобы тон кожи выглядел естественно. Более темная кожа может потребовать противоположной поправки: примерно 0,5 — -1,0 ступень в зависимости от объекта. Аналогично светлая собака породы голден-ретривер потребует поправки +1,3 ступени, а черный Лабрадор — -2 ступени.
Центральная измерительная зона
В некоторых наиболее совершенных DSLR-камерах центральная измерительная зона может устанавливаться пользователем так, чтобы она точнее охватывала сюжетно важную часть кадра. Заметим, что это изменение площади измеряемой области не влияет на положение прицельного кружка в видоискателе.
Несмотря на точность многосегментного метода измерений и простоту центрально-взвешенного, встречаются случаи, когда оба они не дают правильных результатов. В ситуациях, когда вам требуется полный контроль над экспозицией и условия освещения очень сложны, возможны ошибки экспозамера. Тогда самым правильным будет включить точечный режим измерения.
Точенное измерение
Рисунок 8. При точечном методе измерения камера измеряет свет на плошали около 3% от всей площади кадра.
Когда вы смотрите в видоискатель вашей камеры, вы можете заметить маленькие квадратики и скобки. У некоторых камер их больше, у других — меньше, вплоть до одного значка в центре. Эти отметки указывают точки наведения датчика автофокусировки (АФ), который обнаруживает контраст и позволяет работать системе АФ. Кроме того, они выполняют и другую функцию — измеряют яркость света, отраженного от участка, покрываемого активным датчиком. Обычно эта зона составляет около 3% общей площади кадра. Другими словами, проводится измерение света в одной точке прицеливания из всей сцены.
Рисунок 9. Точечное измерение используется, когда фотограф хочет применить творческий подход к формированию изображения.
Точечное измерение часто используют в пейзажной фотографии. Предположим, вам нужно снять сиену, включающую яркое небо и большую площадь затененного переднего плана. Разница в яркости неба и переднего плана выходит за пределы ДД матрицы (т.е. возможности матрицы передать детали в светах и тенях одновременно). В этом случае надо ограничить количество света от неба, попадающего на матрицу, т.е. ввести этот фрагмент в пределы ДД. Это можно сделать с помощью нейтрального градиентного фильтра (НГФ). Для правильного выбора плотности фильтра вам надо измерить разницу яркости неба и переднего плана в ступенях, т.е. ДД яркости сцены.
Рисунок 10. С помощью точечного замера можно определить ДД сцены, измерив показания в светах (1) и тенях (2). Индикатор (3) показывает средний тон.
Применяя точечное измерение, можно сначала выбрать экспозицию для яркого неба, а вторым измерением оценить экспозицию для переднего плана в тенях. По этим данным можно найти разницу в ступенях между небом и передним планом, например, первое показание по светам дало экспозицию.
Рисунок 11. Если динамический диапазон известен, можно точно экспонировать изображение относительно динамического диапазона камеры.
Это делает измерение очень точным, но важно знать, как правильно использовать данные измерения. Сначала надо навести точку измерения на участок, по которому вы проводите измерение. Как правило, измерения проводят в различных участках сцены, чтобы выбрать наиболее подходящую экспозицию для достижения желаемого композиционного эффекта. По сути, метод измерения представляет собой ручной вариант многосегментного измерения.