О чём говорят нам измерения

Несложно получить информацию от TTL-экспонометра. Но рабочая экспозиция должна быть рассчитана вами, а не камерой. Как мы уже видели, все экспонометры камер калибруются при производстве, чтобы давать информацию о яркости в форме значений экспозиции (комбинацией выдержки и диафрагмы) для средне-серого объекта. Камера, таким образом, видит мир в сером 18%-ном цвете, хотя возможны и погрешности калибровки, которые иногда появляются из-за производственных недочетов.

1Изображение A.

Калибровка TTL-экспонометра камеры

Хотя стандартная калибровка фотографических экспонометров проводится на 18%-ном сером тоне, возможны погрешности калибровки. Бывает, что два одинаковых экспонометра дают разные показания. Следовательно, для повышения точности нужна процедура калибровочных испытаний своей камеры, которая состоит из следующих простых шагов.

Разместите серую карту формата А4 (продается в большинстве профессиональных фотомагазинов) на ровную поверхность (идеален естественный свет в пасмурный день).

Установите камеру на штативе. Воспользуйтесь стандартным 50-миллиметровым объективом и наведите видоискатель так, чтобы вся карта попала в кадр. Убедитесь, что плоскость матрицы параллельна карте. Наведите на резкость.

Установите самую низкую чувствительность (около 100 или 200 ISO), точечный режим измерений и приоритет диафрагмы. Установите диафрагму на f/8.

Сделайте снимок. Это базовый кадр.

Не перемещая камеру, не меняя установки, сделайте еще 8 кадров в диапазоне -2 — +2 ступени, применяя соответствующую экспокоррекцию. Вы получите 9 изображений со следующими экспозициями: ±0 (исходный кадр), -2; -1.5: -1; -0,5; +0,5; +1: +1,5; +2 ступени.

На тщательно откалиброванном мониторе компьютера просмотрите изображения и проанализируйте, которое из изображений наиболее точно воспроизводит средний тон серой карты. Посмотрите, при какой экспокоррекции был получен этот кадр. Это даст вам значение компенсации, которое правильно калибрует экспонометр вашей камеры на 18%-ный серый тон. Например, если изображение, наиболее точно воспроизведшее серый тон, было получено с поправкой +0,5 ступени, то это и есть погрешность калибровки экспонометра вашей камеры. Для того чтобы измерения дали вам точную экспозицию для средне-серого тона, вам следует вводить компенсационную поправку +0,5 ступени.

Как было замечено выше, обычно экспонометры DSLR-камер калибруют по несколько более яркому тону, чем 18%-ный (обычно 12-15%), что улучшает линейность цифровых фотографий. Поскольку вы получили поправку примерно такого же порядка, то вы можете считать вашу калибровку правильной и с ней снимать.

Что делать, если у вас несколько камер? Разумно откалибровать каждую камеру, чтобы иметь точное воспроизведение тонов на всех рабочих камерах.

Так что же это значит? Если принять безоговорочно полученную камерой экспозицию, объект съемки будет выглядеть на снимке серым независимо от реального тона. Например, если вы снимаете ясное небо ранним утром без применения экспозиционных поправок, то небо получится по тону близким к чистому небу, снятому около полудня, т.е. синева будет более темной. Это происходит потому, что голубое небо ранним утром примерно на 1 ступень ярче, чем более темное полуденное, имеющее среднюю яркость. Из-за калибровки по средне-серому утреннее небо (светло-голубое) окажется средне-серым. Этот фактор оказывается критичным, когда вы снимаете объекты более светлые или темные, чем средне-серые, и тогда нужна экспокоррекция для приведения экспозиции к реальной тональности.

2Изображение B. Все экспонометры калибруются так, чтобы обеспечить показания для объекта, который выглядит как серый. Здесь изображение А недодержано на 1 ступень, так как камера регистрировала небо как серое. Фактически же небо было светло-голубое, и поэтому была сделана попытка снять с передержкой на 1 ступень (изображение В).

Тест с серой картой

Это простой и эффективный приём, позволяющий представить, кок TTL-экспонометр интерпретирует тональность.

Купите в художественном магазине три листа формата А4: белый, черный и средне-серый. Все листы должны быть матовыми. Расположите каждый лист отдельно на плоской поверхности под естественным освещением.

Работайте под ровным освещением (лучше всего — в пасмурный день). Снимите отдельно каждый лист так, чтобы он заполнял весь кадр.

Включите режим автоматического или полуавтоматического экспонирования и центрально-взвешенный или точечный замер. Сделайте по одному кадру каждого из листов. Просмотрите полученные снимки, не обрабатывая их, и вы увидите, что на каждом кадре листы выглядят одинаково — средне-серыми.

Теперь повторите процесс, но на этот раз введите коррекцию +2 ступени при съемке белого листа и -2 ступени при съемке черного. Для серого коррекцию не вводите.

Теперь просмотрите второй набор изображений. Вы обнаружите, что положительная коррекция для белого листа (он ярче средне-серого) и отрицательная для черного привели к более точному воспроизведению тонов каждого из листов.

При съемке реальных объектов именно это и делает TTL-экспонометр — обеспечивает экспозицию, приравнивающую к серому тону независимо от реального тона объектов. Возникает вопрос: какую же экспокоррекцию вводить для объектов не серого тона? Ответ связан со способностью читать тона.

3Рисунок 1. В режиме автоматического экспонирования все объекты регистрируются как средне-серые (верхняя линия). Для точной передачи тонов (нижняя линия) следует применить коррекцию экспозиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ 152 РФ.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.