Городской пейзаж
Большинство из нас живет в городах, где нет живописных холмов и лесов, но это не значит, что в городе нельзя снимать пейзажи. Городские джунгли очень фотогеничны.
Если сравнивать городскую и сельскую пейзажные фотографии, то, возможно, окажется много различий, но многое и совпадает. Хотя условия, которые привлекают в лучших сельских пейзажах, часто те же, что и в городских сценах, темпы изменений городского ландшафта делают съемку их более непредсказуемой. Вы можете быть уверены, что вид долины в национальном парке останется прежним на протяжении веков, но городские пейзажи постоянно меняются из года в год. Старые здания сносятся, воздвигаются новые. И эти быстрые темпы прогресса являются одной из причин того, что фотография городского пейзажа столь привлекательна.
Иногда ваши городские снимки не всегда хорошо смотрятся изолированно, но сильно выигрывают в историческом контексте при сопоставлении видов до и после данной съемки. Поэтому съемка городских пейзажей – это больше, чем просто художественная фотография или съемка в путешествии. Это репортаж, документирующий состояние города в определенный момент до того, как неумолимый ход времени опять изменит его облик.
Существует множество тем для съемки в городе. Жилье, транспорт, городские виды, панорамы, реки и каналы, все это попадает под определение «городской пейзаж». Такая фотография не всегда ласкает взгляд. Конечно, заманчиво показать гламурную сторону города, но не менее фотогеничны прозаические черты городов. И иногда наибольший эффект дает контраст между этими двумя сторонами жизни.
Контрасты особенно важны в городской архитектуре. В больших городах диапазон и возраст архитектурных стилей очень широк, и мало, где сосредотачивается единый архитектурный стиль. Поэтому можно эффектно показать такую смесь архитектурных стилей и подчеркнуть контрасты.
Время, место и люди
Время суток так же важно для съемки городского пейзажа, как и для сельского. Свет в конце дня более интересен, он не такой контрастный и более теплый по тону, часто смягчается облаками. Но в конце дня в городском пейзаже проявляются и другие особенности.
Утро – лучшее время для съемки улиц, так как они обычно чистые. Более того, в 6 часов утра на них намного меньше народу, чем в другое время дня. Конечно, можно подождать и до 8 утра, когда наступает самый час пик. Городской пейзаж в это время совсем другой – много приезжих из пригородов, и вообще много народу.
В городском пейзаже не обязательно должны присутствовать люди. Так же как сельский пейзаж не сводится к животным в поле и птицам на деревьях, городские виды выглядят лучше, когда кроме людей в кадр попадают, например, архитектурные объекты, чем городской пейзаж и отличается от уличной фотографии. Если у вас не получилось снять все без людей в кадре, подумайте, нельзя ли вернуться в это же место на другой день или в другое время, когда здесь будет мало народа.
Или продумайте, как «убрать» людей при редактировании снимка на компьютере. Тем не менее присутствие людей – даже не попадающих в кадр, дома, в которых они живут, машины, на которых они ездят, часто придают снимку особый подтекст и смысл.