Длительная выдержка
Фотографы стараются снимать с возможно более короткими выдержками, так легче удержать камеру и избежать нерезкости из-за вибраций. Но есть и другая возможность.
Поставьте камеру на штатив и снимайте с длительными выдержками сколько хотите. Движущиеся объекты получатся смазанными, а статичные останутся резкими. Степень же размытия зависит от продолжительности выдержки. Достаточно длительная выдержка может даже сделать быстро движущийся объект невидимым!
Ночная съемка
Ночью мало света, и поэтому после заката используют длительные выдержки. Городской пейзаж при электрическом свете принимает совсем другой облик, причем каждый вид освещения имеет свой цветовой оттенок. Движущиеся объекты такие, как машины, оставляют на изображении следы огней при движении во время открытого состояния затвора. Передние огни оставляют белые следы, задние – красные, а сигналы поворота – прерывистые желтые, так как они мигают.
Лучшее время для съемки таких кадров – когда солнце уже полностью зашло, но минут через десять после захода на небе еще играют закатные краски. Это позволит получить не такой сильный контраст, который может быть очень большим ночью и даст возможность передать удивительные детали на небе.
Практические вопросы
Самая большая проблема при длительных выдержках – сотрясения камеры. Даже при установке камеры на штатив возможны ее смещения. Всегда проверяйте, достаточно ли устойчиво стоит штатив. Не дотрагивайтесь до камеры или штатива во время экспонирования. Достаточно случайно задеть штатив ногой, чтобы испортить снимок.
Также важно работать со спусковым тросиком, не смещая камеры, а это нелегко, так как они соединены друг с другом. Одно из простых решений – применить автоспуск камеры. Этот прием позволяет снять все вибрации до открытия затвора и начала экспонирования. В этом случае имеется один недостаток: очень трудно уловить момент, когда надо начать экспонирование некоторого события, например проезда автомобиля, фейерверка и т.п. Более гибкий вариант дистанционного спускового устройства – применение кабельного, инфракрасного или радиодистанционного спуска.
Для полного исключения вибраций во время длительных выдержек некоторые зеркальные камеры имеют функцию предварительного поднятия зеркала, которая позволяет устранить вибрации от удара поднимающегося зеркала до открытия затвора. Первое нажатие спусковой кнопки поднимает зеркало, а второе открывает затвор и делает снимок.
Что такое длительная выдержка?
Длительность выдержки, которую вам следует применить, зависит от того эффекта, который вы желаете получить. Чем длительнее выдержка, тем больше смазанность объектов. Слишком длительная выдержка при быстром движении объектов не позволит их зарегистрировать. Но слишком короткие выдержки приведут к небольшой нерезкости движущихся объектов, и они не произведут впечатления движения, ради чего и применяется этот прием.
Главное в этом случае – эксперимент. Попробуйте разные выдержки при соответствующих диафрагмах, пока не добьетесь нужного эффекта. Вы увидите подходящий эффект движения при выдержках около 1/8 с или больше. Большинство цифровых камер обеспечивает выдержки до 30 с, но если вам надо еще больше, то воспользуйтесь установкой «В». В этом случае затвор открыт, пока нажата спусковая кнопка, хотя в действительности это может быть дистанционное спусковое устройство для предотвращения смещения камеры во время экспонирования.
Съемка с проводкой
Для съемки полностью резких фотографий нужен штатив, но если желателен более абстрактный характер снимка, то можно получать интересные кадры и при съемке с рук. Установите камеру в режим приоритета выдержки и поэкспериментируйте со съемкой ночных огней при выдержках 1-2 с. Вы получите изображения, имитирующие движение камеры во время экспозиции. Если специально двигать камерой, то можно получить в результате фантастические изображения.
При более коротких выдержках порядка 1/8 с можно сопровождать камерой движение объекта так, что он останется резким, а фон размытым. Этот прием называется панорамированием, или съемкой с проводкой, и является прекрасным способом передать скорость и движение в фотографии спорта и действий.