Аксессуары
В фотографии аксессуары выпускаются для специальных эффектных фильтров и приспособлений для дистанционной съемки до штативов и устройств хранения изображений. И не забудьте также о хорошей сумке или кейсе для ваших принадлежностей.
Фильтры
Фильтры представляют собой пластины из стекла или пластика, которые устанавливаются перед объективом камеры для создания специальных эффектов или выделения части изображения. Во времена пленочной фотографии фильтры часто использовались для создания разных эффектов, но при изобилии настроек в цифровых камерах и широких возможностей цифровой ретуши большинство эффектов, достигаемых применением фильтров, теперь реализуется в цифровом виде. Это, однако, не значит, что фильтры теперь не нужны.
Поляризационные фильтры
Поляризационные фильтры подавляют отражения от неметаллических поверхностей и, следовательно, делают голубое небо и зеленую листву более насыщенной по цвету. Поэтому они широко применяются пейзажными фотографами.
Без поляризационного фильтра изображение кажется немного плоским и содержит отвлекающие отражения.
Солнечный свет состоит из световых волн, ориентированных (или поляризованных) в различных направлениях. Поляризационный фильтр позволяет проходить к матрице волнам одной ориентации и задерживает другие. Этот эффект снижает отражения от поверхности стекла или воды. Поляризатор наиболее эффективен, когда вы снимаете под углом 90° к солнцу. У вас есть возможность отрегулировать интенсивность эффекта вращением фильтра перед объективом. Фильтр ослабляет свет на 1-1,5 ступени, а это значит, что вам придётся снимать с выдержкой 1/30 с вместо 1/90 с. Это может привести к потере резкости из-за шевелений, и придется применить штатив.
С поляризационным фильтром отражения на поверхности воды отфильтровываются и цвета оказываются более насыщенными.
Нейтральные фильтры
Нейтральные фильтры не меняют ни цвет, ни резкость изображения, они просто поглощают свет, а значит, вам придется использовать более длительные выдержки или более открытые диафрагмы, чем обычно. Вас может удивить, зачем это нужно, но вы увидите, что существует много творческих приемов, когда необходимы более длительные выдержки (размытие движения воды или толпы) или более открытая диафрагма (снижение глубины резкости). Проблемы возникают, когда вы не можете получить требуемый результат из-за слишком яркого освещения. В этом случае нейтральный фильтр может поглотить 3 или 4 ступени света и позволит удлинить выдержку, например с 1/125 с до размывающей движение 1/15 или 1/8 с.
Нейтральный фильтр поможет вам применить более длительную выдержку при излишне ярком свете.
Плотность нейтральных фильтров выражают по-разному, что может иногда смущать. Иногда маркируют в форме оптической плотности, иногда в ступенях, а иногда в числах ND, которые характеризуют долю света, проходящую через фильтр. Ниже приводятся соотношения между различными обозначениями плотности нейтральных фильтров.
Градиентные нейтральные фильтры
Как следует из названия, такие фильтры имеют прозрачную часть и часть с нейтральным поглощением света. Выпускаются они различной плотности. Граница прозрачной и затененной частей таких фильтров может быть различной от резкой до плавной. Градиентные фильтры применяются, когда одна часть сцены намного ярче другой, например яркое небо и темный передний план. Если перекрыть плотной частью фильтра небо, а прозрачную расположить ниже горизонта, большая разница в яркостях может быть снижена, и обе части изображения удается более правильно экспонировать.
Штативы и опоры
Иногда необходимо обеспечить неподвижность камеры при съемке. Чаще всего для этого применяют штативы, поскольку их конструкция на трех ногах наиболее устойчива, хотя используют также моноподы, зажимы и гибкие штативы тоже. Закрепление камеры обычно требуется при длительных выдержках. Съемка с рук в этом случае приводит к колебаниям камеры, которые делают изображение смазанным. Есть такое правило, что безопасная выдержка численно равна обратному значению фокусного расстояния объектива. Например, при съемке зумом с фокусным расстоянием 55 мм вы можете безопасно снимать с выдержкой, по крайней мере, 1/60 с. При 18 мм, начиная с 1/20 с.
Штативы
Когда выбираете штатив, обратите внимание на материал, из которого он сделан, на размер (как в рабочем состоянии, так и в сложенном) и на головку, удерживающую камеру. Традиционно штативы делают из алюминия, он легок, достаточно прочен и удобен. Однако пейзажные фотографы, которым приходится преодолевать большие расстояния, должны рассмотреть модели из углеволокна так как они легче, но более дорогие. К другим характеристикам штативов относится наличие выдвижных шипов для большей устойчивости и выдвижной центральной стойки, тогда камера может располагаться низко у земли. Некоторые модели дают возможность располагать эту стойку горизонтально, что бывает нужно при студийной съемке, поэтому вы всегда можете купить штатив velbon, у данной модели таких проблем нет.
Когда рассматривается штатив, надо обратить внимание на головку. Дешевые штативы продаются с головкой, более дорогие — без нее, поэтому вы должны учесть расходы на ее приобретение. Головки бывают двух конструкций: шаровые и трехосевые. Первые позволяют быстро и легко управлять положением камеры – просто отпускается фиксатор, изменяется положение камеры, и замок зажимается обратно.
Они легки и компактны, что делает их идеальными для поездок. Трехосевые позволяют перемещать камеру по каждой координате отдельно, что обеспечивает более точную работу, особенно при работе в студии, хотя такие головки крупнее и часто тяжелее. Хорошие штативные головки также оснащаются быстросъемными фиксаторами камеры. Вместо привинчивания камеры к штативу, к нижней части камеры привинчивается металлический пластинчатый держатель, который потом надежно фиксируется к головке штатива простыми зажимами.
Настольные и гибкие штативы
Три ноги, возможно, наиболее устойчивый вариант удержания камеры, но не всегда наиболее практичный. Когда места мало или вы хотите иметь большую свободу движения, целесообразно рассмотреть другие варианты. При съемке телеобъективом с выдержками порядка 1/30 с полезен монопод. Как следует из названия, монопод имеет одну опору вместо трех, поэтому он неустойчив. Но он вам обеспечит намного большую устойчивость камеры, чем если бы вы держали ее в руках.
Альтернативными приспособлениями могут быть гибкие штативы, которые придадут устойчивость камере с длиннофокусными объективами закреплением на дверцах автомобилей, стволах деревьев и т.д., а также миниатюрные настольные штативы, на которых вы можете укрепить камеру, например, на подходящей кирпичной опоре. Некоторые миниатюрные штативы оснащены гибкими ногами, которые позволяют подвесить камеру к элементам конструкций.
Отражатели
Свет отражается почти от всех поверхностей, и мы можем это использовать при съемке. Отражатели применяют для направления света в сторону снимаемой сцены, чтобы осветить недостаточно освещенные участки.
Мы можем использовать в качестве отражателя практически что угодно, поэтому стоит подумать о том, какой материал будет лучше всего работать в конкретной ситуации. Отраженный свет окрашивается цветом материала, от которого отражается, поэтому вы захотите избежать материалов зеленых, красных и т.д., отдав предпочтение нейтральным.
Белые отражатели отражают больше, чем серые, но самые эффективные – серебристые. Поэтому при съемке портретов в хмурый пасмурный день целесообразно применять серебристые отражатели, а белые – в яркий солнечный. Отраженный от серебристого отражателя солнечный свет может слепить модель и заставлять ее щуриться.
В продаже имеются отражатели с одной стороны серебристого, а с другой золотистого цвета, который придает теплый тон коже. Они более легкие и имеют ручки для облегчения манипуляций ими при съемке. Кроме того, их можно убирать в небольшие чехлы. Вы можете также сделать свой отражатель. В качестве подходящих материалов применяют большие листы бумаги и монтажные панели, кухонную алюминиевую фольгу или большие листы полистирола. Все это доступно в хозяйственных магазинах и позволит вам сэкономить, чтобы не тратиться в фотомагазинах.
Поглотители
Черные поверхности света не отражают, поэтому вы можете расположить перед моделью темный поглотитель света, если не хотите, чтобы на модель падал отраженный свет. Например, когда вы снимаете портрет в белой комнате с боковым источником света, то часть света будет отражаться от стен и делать свет менее направленным. Расположите черный поглотитель около вашей модели вне кадра, и он полностью блокирует отраженный свет.
Другие аксессуары
Карты памяти
Вы недалеко продвинетесь в фотографии без карты памяти в вашей камере. Существуют физически разные типы карт, которые отличаются по размеру, но в наше время в большинстве камер применяются либо карты SD (secure digital), либо CF (compact flash). Первые намного меньше и поэтому используются в компактных и любительских DSLR-камерах.
Скромные SD-карты были усовершенствованы с годами и превратились в карты большей емкости SDHC (большая емкость) и SDXC (очень большая емкость), достигая емкости 8 Гб и 64 Гб соответственно. Заметим, однако, что эти технологии несовместимы и карты SDXC не работают в компактных камерах, рассчитанных на применение кapт SD или SDHC. Компактные флешкарты больше, чем карты памяти SD, но они надежнее, имеют большее быстродействие и обладают большей емкостью. Они начинают применяться в более совершенных цифровых камерах, что позволяет повысить скорость съемки и разрешение.
Для камер применяется несколько международных стандартов карт памяти.
При покупке карт памяти надо учитывать два параметра: емкость карты (измеряется в гигабайтах, Гб) и скорость, с которой могут записываться файлы (измеряется в мегабитах в секунду, Мб/с). Многие производители карт применяют для обозначения быстродействия систему множителей, например 60Х или 133Х (IX – это скорость первоначального привода CD-ROM 1980-х годов, которая равнялась 150 кб/с). Карты с очень большим быстродействием могут стоить очень дорого, но, вероятно, не стоит экономить, если вы снимаете изображения с высоким разрешением или HD-видео. С другой стороны, очень медленные карты могут вас разочаровать при съемке серий кадров или при передаче файлов на компьютер. Правильнее выбрать середину, например 100Х.
С другой стороны, не всегда правильно покупать самую большую карту. Если большая карта откажет, вы потеряете на ней все, но если снятый материал разделен на четырех картах меньшей емкости, то отказ одной карты еще не означает потерю всей вашей съемки.
Запоминающие устройства
Очень важно, находясь вдали от дома, сохранить отснятый материал. Если вы потеряете или повредите свою аппаратуру, то страховка может покрыть ее стоимость, но никто не вернет ваших снимков. Портативные запоминающие устройства – простейшее средство резервного копирования в дороге, и для этого не надо тащить с собой ноутбук. По существу, это нечто среднее между внешним жестким диском и картридером, такое запоминающее устройство имеет слот, в который вы можете подключить карту памяти. Содержимое карты затем копируется на жесткий диск, а карта может быть очищена и использована повторно.
Устройство хранения изображений емкостью 80 Гб фирмы Jobo, которое позволяет хранить тысячи изображений, равно как и аудиозаписей MP3 и MPEG видеофайлов.
Для камер применяется несколько международных стандартов карт памяти.
Более простые запоминающие устройства могут служить контейнерами для ваших файлов, пока вы не перенесете их в компьютер. Другие, более сложные, имеют дисплей, примитивные возможности редактирования, просмотра и распечатки.
Источники питания
Выход из строя источников питания в разгар больших съемок – вот чего больше всего боятся фотографы. Насколько хватит вашего источника питания, зависит от многих факторов: сколько вспышек вам придется использовать, фокусируете ли вы вручную или автоматически и даже насколько используется дисплей для доступа к меню и просмотра изображений.
И на серьезные съемки, и даже на праздники надо брать с собой на всякий случай запасные источники питания. Не обязательно это должна быть батарея той же фирмы, что и камера. Батареи выпускают и третьи фирмы, они дешевле, и вы их можете брать с собой в качестве резервных.
Аксессуары для настройки баланса белого
Баланс белого характеризуют цветовой температурой, т.е. говорят о свете теплом или холодном. Вы, вероятно, это замечали при сравнении электрического освещения в доме и дневного света снаружи. Искусственный свет гораздо более оранжевый (теплый), чем дневной свет, который выглядит голубым (холодным). Цифровая камера обнаруживает это и пытается компенсировать расхождение в режиме автоматического баланса белого (АББ).
АББ выполняет эту работу в 90% случаев, хотя возможны и ошибки в некоторых ситуациях, например, когда нет реального белого в снимаемой сцене, который можно использовать в качестве опорного.
Вот когда применяется один из многочисленных имеющихся на рынке аксессуаров для установки баланса белого. Некоторые из них надо поместить перед объективом и снять другой кадр в режиме ручной установки баланса белого, другие же используются как опорные мишени для последующей коррекции в процессе обработки RAW-файла.
Боксы для подводной съемки
Подводная съемка – один из наиболее сложных и технически требовательных видов фотографии. Для нее необходимы значительные затраты на дорогие подводные боксы для камер и вспышки, чтобы достичь профессиональных результатов. Однако существуют более дешевые подводные боксы для компактных камер, и, если знать об ограничениях этих камер, вы получите отличные результаты при подводном плавании с маской и трубкой.
Каждый бокс для подводной съемки приспособлен для работы с конкретной моделью камеры, что означает, что при смене камеры вам придется менять и бокс. Вставить камеру в плотный пластиковый бокс с учетом требуемых уплотнений – целое дело. Дублирование органов управления снаружи бокса позволяет работать с камерой. Уплотнительное кольцо — достаточно хрупкое, и надо следить, чтобы через него не проникала вода. Периодическая чистка и обслуживание включает в себя осторожное удаление уплотнительного кольца, его очистку от мельчайших частиц грязи и песка, повторное нанесение небольшого количества силиконовой смазки, как правило, продающейся с боксом.
Бокс для подводной охоты Olympus, обеспечивающий защиту до глубины 40 м.
Боксы для подводной съемки обычно обеспечивают защиту от воды до глубины около 40 м, что является безопасным пределом глубины для аквалангиста, и поэтому должна полностью удовлетворить все ваши нужды. Некоторые компактные камеры изготавливаются для подводной съемки без дополнительного кожуха и работоспособны на глубине 5-10 м, что делает их пригодными скорее для пловцов с трубками, чем с аквалангами.
Подводные боксы или подводные компактные камеры нужны не только пловцам и дайверам. Вы можете использовать их и в лодке, где могут быть брызги, или в семейном плавательном бассейне, чтобы поснимать детей. Бокс может защитить вашу камеру от песка и пыли на берегу или в пустыне.
Дистанционные спусковые устройства
Фотографирование без касания к камере очень важно в фотографии. Бывает, что вам надо быть на расстоянии от камеры во время съемки, и тогда вам потребуется беспроводное или дистанционное устройство с кабелем. Более часто возникает необходимость фотографировать без сотрясения камеры. На длительных выдержках изображение может оказаться смазанным, даже камера установлена на штатив. Вы можете в таких случаях использовать съемку с задержкой, но легче работать с дистанционным спусковым приспособлением.
Кофр
Это, наверное, самый важный аксессуар. Хороший кофр жизненно необходим вашей ценной аппаратуре, он обеспечивает безопасность ее транспортировки. Кофр защищает камеру от непогоды, от пыли и грязи и даже от нечистых на руку людей, которые хотели бы украсть вашу аппаратуру. Но в то же время надо сделать все возможное, чтобы вы могли достать камеру быстро и легко, когда это потребуется.
Есть два основных типа кофров: рюкзаки и наплечные сумки, хотя можно встретить и различные их вариации. Рюкзаки особенно удобны, когда надо целый день носить множество аппаратуры. Они равномерно распределяют нагрузку на позвоночник, что создает определенный комфорт. Некоторые большие рюкзаки имеют даже отсеки для ноутбуков, что необходимо для фотографов-пейзажистов. Их недостаток – трудно быстро достать камеру, вам надо снять рюкзак, положить его, а это долго и не всегда удобно. В этом смысле наплечная сумка намного лучше. Вы можете достать камеру и использовать ее, и даже сменить объектив, не снимая сумки. Так как наплечный вариант кофра носится на одном плече, не забывайте время от времени менять плечо, чтобы не разболелась спина.