Выдержка. Экспозиция. Ручные настройки камеры
Сегодня мы поговорим о выдержке, вернее о её настройке и регулировке при различных вариантах съёмки. По сути выдержка, или время экспозиции – это промежуток времени, в течении которого на матрицу фотоаппарата поступает свет.
Профессионалы знают, что при солнечном свете выдержка должна быть значительно короче, чем в пасмурную погоду.
В недорогих мыльницах с ручными настройками время выдержки может колебаться от 1/8000 секунды до 30 секунд.
Чем больше времени открыт затвор, тем более светлым будет снимок. В некоторых случаях он будет просто белым. Если же выдержка будет короткой, кадр получится тёмным.
Давайте разберем некоторые примеры настройки выдержки в зависимости от вида съёмки.
Пример 1. Съёмка ночью.
Когда света очень мало, в тёмное время суток, при фотографировании нам понадобится очень длинная выдержка. Примерно в 30 секунд. На протяжении всего этого времени затвор будет открыт, и поступающий свет будет фиксироваться на матрице. В результате, после закрытия затвора, когда процессор обработает изображение, мы получим фотографию, которая наверняка будет светлее, чем снимаемый оригинал.
Использовать длинную выдержку лучше всего при съёмке неподвижных объектов. Движущиеся предметы (автомобили, люди и т.д.) за 30 секунд успевают переместиться по кадру, что приводит к смазанному изображению.
Даже Луна, снятая на выдержке в 30 секунд, немного сдвигается в кадре, что приводит к некоторой размытости.
Именно поэтому, старинные фотографии городских улиц всегда пусты и безлюдны. Дело в том, что старые фотоаппараты имели очень большую выдержку — до одного часа. Поэтому при съёмке все движимые объекты просто не фиксировались в кадре, успевая и войти в него и выйти. На фотографиях оставались только здания, столбы и деревья. Чтобы избежать «шевеленки» деревьев фотографировать старались в безветренную погоду.
Пример 2. Фотографирование воды.
Ярким летним днём настолько много света вокруг, что мы стараемся не выходить из дому без темных очков. Снимая с длинной выдержкой в такую погоду, мы получим полностью белый пустой кадр. Поэтому для такой съёмки выставляется максимально маленькое значение выдержки — 1/1000, 1/4000. За столько короткий промежуток времени ни люди, ни волны, ни объекты на воде не успевают сколь либо изменить свое положение. Поэтому симок получится чётким, без смазанностей и свезения. Даже если в момент съёмки дрогнет рука, это не испортит нашего кадра.
Пример 3. Съёмка птиц, при кормлении их с рук.
Очень часто можно наблюдать такую картину – один человек кормит птиц, а второй его при этом фотографирует. Птицы летают очень быстро, часто махая крыльями, поэтому использование длинной выдержки опять таки приведёт к смазываниию кадра. Следует выставлять минимальное значение выдержки.
Пример 4. Съёмка пейзажей с потоками воды.
Чтобы вода в кадре при съёмке водопадов, фонтанов и морских прибоев не казалась излишне застывшей можно воспользоваться выдержкой в диапазоне 1/15 — 1/80 с. Длина варьируется в зависимости от расстояния до объекта съёмки. Помните, что такую съёмку лучше проводить с использованием штатива.
Пример 5. Съёмка ледохода.
Довольно интересная съёмка. При съёмке издалека выдержка в 2 – 3 секунды лишь слегка размоет льдины, не создав эффекта движения. А вот при выдержке в 20-30 секунд льдина пройдет уже ощутимое расстояние, превратившись в недлинные следы на воде. Если же мы снимаем с близкого расстояния, нам вполне хватит выдержки в 1-3 секунды для получения аналогичного эффекта.
Пример 6. Съёмка автомобильного потока.
Выставив выдержку больше 1-3 секунд, мы наверняка получим такое размытие, при котором автомобилей уже не будет видно. Для получения наилучшего эффекта оптимальной будет выдержка в 1/3-1/2 секунды – авто получится и не смазанным и не резким. Как раз то, что нужно в большинстве случаев.
Пример 7. Съёмка облаков.
Красивые кадры получаются, когда мы снимаем небо с облаками. Здесь для получения красивого эффекта следует выставить выдержку в 10-15 секунд. Это позволит получить достаточно интересное и красивое размытие, одновременно передающее движение.
Примеров может быть очень много. Главное не бояться пробовать. Все значения, которые здесь приведены – достаточно условны. Можно взять их за шаблон и варьировать ими.
Очень все доходчиво написано. А я всегда гадал — как получаются такими четкими летящие птицы и почему машины получаются не смазанными в движении. Я начинающий фотолюбитель, пока не очень у меня это получается, но, надеюсь благодаря вашим урокам я быстро все освою.