Применение вспышек
Сегодня качество изображения при высоких значениях светочувствительности позволяет обходиться без вспышки. Однако есть много ситуаций, когда у фотографа, вооруженного импульсным источником света открываются дополнительные творческие возможности, наличие гибких импульсных экспонометрических систем, встроенных в современные цифровые камеры, сделали такие возможности доступными для всех.
Отраженный свет и внешние вспышки
Свет от встроенной вспышки направлен вперед на объект съемки и оказывается плоским и уродливым. Он резкий, дает грубые тени на лицах и фоне. Проще избежать этого, направив свет на потолок или стены, что смягчит отраженный свет и подсветит тени.
Используя только внешние вспышки и располагая их вне камеры, удается сформировать более творческое освещение. Размещение источника импульсного света сверху и сбоку позволяет получать портреты с более сложным светотеневым рисунком, а запуск внешних импульсных осветителей можно осуществлять от встроенной в камеру вспышки.
Вспышка для заполняющего света
Может показаться ненужным применение вспышки в яркий солнечный день, но это как раз тот случай, когда подсветка встроенной или автономной вспышкой может быть очень полезной. Этот прием часто называют заполняющей вспышкой, потому что свет от вспышки заполняет резкие тени, образующиеся при ярком солнечном освещении. Естественный дневной свет остается в этом случае доминирующим, но ему помогает свет вспышки.
Заполняющую вспышку легко применять. Просто включите встроенную вспышку в одном из обычных экспозиционных режимов (приоритет диафрагмы, программный, ручной и т.д.) и установите автоматическое TTL-управление экспозицией. Измерительная система камеры уравновесит оба источника света.
Синхронизация на длительных выдержках
В принципе это то же самое, что и заполняющая вспышка, но используется вспышка в этом случае как основной источник света, а естественный свет как дополнительный. Этот прием часто полезен ночью, когда вы хотите снять передний план со вспышкой, но сохранить детали фона. При ярком дневном свете вы можете превратить его в средний и создать серый мрачный вид, если правильно настроите свет вспышки.
Высокоскоростная синхронизация
Когда вы применяете вспышку в солнечный день, часто возникает проблема из-за необходимости использовать очень короткую выдержку. Если условия освещения таковы, что требуемая выдержка короче выдержки синхронизации, то на снимках могут возникнуть полосы на части кадра, похожие на тень. Проблема особенно часто встречается при сильно открытых диафрагмах, которые требуются при коротких выдержках.
Некоторые вспышки могут работать в режиме высокоскоростной синхронизации (называемой FP-вспышка), при котором для освещения объекта вместо однократного светового импульса излучаются многократные импульсы света с большой частотой. Некоторые диапазоны приносятся в жертву, но большинство современных вспышек с помощью этого метода обеспечивает хороший заполняющий свет в большинстве ситуаций.
Стробоскопический режим
Стробоскопический эффект создается зажиганием быстрой последовательности световых импульсов. В комбинации с длительной выдержкой и темным фоном он может использоваться для многократной съемки движущихся объектов в течение одной экспозиции.
Этот режим имеется во многих современных вспышках. Вам предоставляется возможность задавать число импульсов света и частоту в герцах.
Выдержка синхронизации
Затвор камеры состоит из двух шторок. При нажатии спусковой кнопки первая шторка приходит в движение и открывает матрицу на требуемое время выдержки. Вторая шторка затем перемещается, чтобы опять перекрыть матрицу по окончании времени выдержки. Механизм взведения затвора переводит обе шторки обратно в исходное положение, и камера снова готова к следующему снимку.
Такой тип затвора называется фокальным и обеспечивает точные значения выдержки от 30 до 1/8000 с в некоторых камерах.
Однако по мере сокращения выдержки второй шторке приходится начинать движение до того, как первая закончила движение. На правильность экспозиции это не влияет, но по мере сокращения выдержки возникает ситуация, когда вдоль поверхности матрицы движется щель между шторками.
При этом проблема возникает только при съемке со вспышкой. Длительность вспышки очень мала, и она одна должна осветить весь кадр. Поэтому может случиться так, что освещенной окажется лишь полоска вместо всего кадра. Самая короткая выдержка, с которой мы можем использовать вспышку, такова, что вторая шторка еще не начала движение, когда первая его завершит. Такая выдержка называется выдержкой синхронизации. Обычно это 1/200-1/250 с, а у более старых камер это значение составляет 1/125 или 1/60 с.