Измерение и оценка композиции
Теперь мы знаем, как управлять экспозицией, а значит, и яркостью наших снимков, но как определить, какая экспозиция должна быть сначала и какая окажется правильной?
Выбор правильной комбинации выдержки и диафрагмы – основное условие получения правильной яркости снимка. Автоматические или сюжетные режимы делают это за вас, а при полуавтоматических, таких как приоритет диафрагмы, фотограф сам устанавливает одну из переменных, а камера выбирает другую. В режиме ручного экспонирования фотограф управляет всеми параметрами. Но во всех этих случаях правильная комбинация выдержки и диафрагмы должна быть известна сначала или камере, или человеку. Эта информация поступает от экспонометрической системы камеры.
Все камеры имеют ту или иную измерительную экспонометрическую систему, с помощью которой измеряется свет, проходящий через объектив. В ручном режиме измерения экспозиции результаты измерения часто изображаются в виде графика, который показывает, насколько далеко в ступенях правильные значения отличаются от текущих установок. В автоматических и полуавтоматических эта информация используется, чтобы задать для съемки правильную экспозицию.
По мере усложнения камер экспонометрические системы становятся все более и более сложными. Сегодня оценочные режимы измерительных систем DSLR-камер анализируют сцену в дюжинах различных участков. Они достаточно совершенны, чтобы разобраться в большинстве сложных условий освещения и часто еще и учесть особенности конкретного типа фотографии, которую вы пытаетесь сделать. Вы можете также выбрать другие экспозиционные схемы измерения, включая центрально-взвешенную, которая является наиболее старой и наиболее простой технологически, и точечную, которая выбирает для измерения маленький участок сцены.
Точечное измерение
Неважно, насколько совершенной является экспонометрическая система, она все равно может ошибаться. Попробуйте снять объект, окруженный черным, и камера будет подвержена влиянию темного окружения и потребует больше света, чем нужно, приводя к передержке. Та же проблема возникнет при очень светлом окружении, например при съемке объекта на снегу, когда появляется недодержка. Существует несколько путей выйти из положения, наиболее общий — применить точечный режим измерения.
В наши дни почти все камеры имеют режим точечного измерения. Вместо анализа всей сцены, как это происходит в центрально-взвешенном и матричном режимах, точечное измерение оценивает только маленькую зону в центральной части кадра. Вы можете навести эту точку в любую часть сцены, которая должна быть наиболее правильно экспонирована, а камера подскажет вам диафрагму и выдержку, требуемые для получения наилучшего результата безотносительно к остальной части кадра, которые игнорируются при точечном режиме измерения.
Это хороший прием, когда какая-нибудь часть кадра имеет среднюю яркость. Все экспонометры калибруются по среднесерому, что означает абсолютную точность, когда измеряется именно такой участок. Тона кожи, тротуары, трава и кирпичная кладка имеют средние тона и могут использоваться при точечном измерении для получения точной экспозиции. Переведите вашу камеру в ручной режим и попробуйте.
Коррекция экспозиции
В ручном режиме корректировать недо- или передержку легко, вам просто надо изменить диафрагму или выдержку. Но как быть, если вы используете автоматический или полуавтоматический режим, где камера применяет результаты собственных измерений? В этом случае вам надо найти в вашей камере функцию экспокоррекции.
Коррекция экспозиции выражается в ступенях и в большинстве камер дает возможность вводить поправки на целые, половины и третьи доли ступени в диапазоне двух или трех ступеней. Примените положительную коррекцию, и камера откроет диафрагму или удлинит выдержку в зависимости от установленного режима экспонирования. Примените отрицательную коррекцию, и произойдет обратное.
Гистограммы и правильная экспозиция
Фокус цифровой фотографии в том, что после съемки вы можете сразу сказать, правильна ли экспозиция или нет, глядя на изображение на дисплее. Однако визуальный контроль яркости изображения не всегда может дать точный ответ. Изображение на дисплее зависит от условий просмотра. В темноте они кажутся ярче, а это означает, что, возможно, у вас получилась недодержка, но вы этого не заметите. С другой стороны, на солнце изображения будут казаться более темными, и вы не всегда заметите передержку.
Гораздо точнее судить об экспозиции по гистограмме – графику, показывающему, по скольким яркостным уровням распределено изображение. Вы можете посмотреть гистограмму на дисплее сразу после съемки. Посмотрите в инструкции к камере, как это делается.
Гистограммы выглядят чем-то сложным, но в действительности «читать» гистограмму очень легко. Яркости отображаются по оси абсцисс от абсолютно черных слева до абсолютно белых справа. Промежуточные тона показываются между ними. Для средней сцены, содержащей черные тона, белые и промежуточные тона, вы увидите гистограмму, отображающую эту ситуацию: большинство пиков окажется в средней части графика с некоторым количеством черных и белых пиков на краях. Если информация на графике сосредоточилась на белом краю, то это значит, что у вас получилась передержка (слишком открыта диафрагма или слишком длительная выдержка). Аналогично, если информация сместилась к черному краю, то, вероятно, вы допустили недодержку (слишком мала диафрагма или слишком коротка выдержка).
Это значит, произошли ошибки экспонирования, если говорить о средней сцене. Если вы снимаете белого кролика на снежном поле, вы должны ожидать, что гистограмма сместится вправо по оси X, так как в изображении доминируют белые (или почти белые) тона. Аналогично съемка черного кота в угольном погребе даст сдвиг гистограммы в левую сторону шкалы. Если учитывать обычный здравый смысл, гистограммы оказываются мощным средством оценки точности экспозиции.