Работы Люсьена Клерга
«Море придает моим фотографиям динамику. Движение воды, отражения солнца и тени, текстура песка играют с формами женского тела, изменяют или подчеркивают их».
Уроженец небольшого французского города Арля, Люсьен Клерг — фотохудожник, писатель и продюсер фильмов. Он работал с самыми известными французскими художниками и музыкантами, в числе которых Жан Кокто, Пабло Пикассо, Ролан Барт и «Gypsy Kings». Его увлеченность фотографией вообще и фотографией обнаженной натуры в частности привела к тому, что он учредил «Recontres Intrenationales de la Photographie» — главную европейскую фотографическую выставку, проходящую в Арле. Это место, где восходящие звезды фотографии могут встретиться для того, чтобы пообщаться и попрактиковаться в своем искусстве. Сам Клерг, хотя отчасти и отошел в настоящее время от дел, ведет здесь занятия и семинары, посвященные визуальным аспектам фотографии.
В течение десятилетий Клерг пользовался международным признанием, его выставки проходили по всей Европе и Северной Америке. Докторскую степень он получил под руководством Ролана Барта в 1979 году в Университете Прованса в Марселе. Клерг был постоянно занят: он учился в таких заведениях, как Новая школа социальных исследований, и в то же время проводил бессчетные семинары по технике фотографии, в основном — по съемке обнаженной натуры.
Рисунок 1. Ставший классическим снимок Клерга, изображающий зимний Нью-Йорк, противопоставляет незащищенность частной жизни суровости городского ландшафта. Все элементы, расположенные в помещении — тепло, нагота, комнатные растения, домашняя мебель, — контрастируют со снегом, сталью и бетоном снаружи. Объектив 17 мм, Kodachrome 64, 1/60 сек., f/5.6
Один из его последних семинаров проходил в 1997 году в калифорнийском Риверсайде, при поддержке UCR — калифорнийского Музея фотографии. Желающие могли подробно познакомиться с его работами на проходившей в это время большой ретроспективной выставке и принять участие в интенсивной работе семинара, который вел лично Люсьен. Во время семинара Клерг экспериментировал с цифровыми изображениями, полученными с пленки. В настоящее время он все еще ведет семинары, но теперь они, как правило, проходят в его родном городе.
Интерес Клерга к обнаженному телу сродни интересу художника или скульптора. Он вспоминает, как посещал музеи Арля, измеряя скульптуры и вычисляя пропорции, которые считались идеальными в ту или иную эпоху.
В своих фотографиях он использовал все, что он узнал об этом, и пошел дальше, исследуя связь обнаженной натуры с окружающей обстановкой. Его поиски приводили в различные уголки мира. Клерг редко фотографирует профессиональных моделей: по его мнению, они неизбежно лишают фотографию простоты, привносят в нее лоск и «глянцевость». Он предпочитает спонтанность и естественность, присущую снимкам непрофессиональных натурщиц.
Рисунок 2. Один из любимых Клергом способов съемки обнаженной натуры — сведение снимка к абстрактному изображению. На этом снимке Клерг расположил свои модели таким образом, что зритель не сразу понимает, что изображено на фотографии. Благодаря этому обычные части тела выглядят совершенно по-новому, стимулируя зрительное воображение. Объектив 85 мм, Ektachrome 64, 1/60 сек., f/8
Для Клерга очень важны взаимоотношения модели и фотографа. Он считает, что отношение к модели должно быть всегда уважительным, и фотограф должен стараться вовлекать ее в процесс создания изображения — в противном случае он обречен на неудачу. По его мнению, не стоит бороться с природной застенчивостью модели на первой съемке, так как это помогает эмоциональному сближению участников сессии.
Он всегда снимает при дневном свете, считая, что это соответствует духу его фотографий. Искусственное освещение, будь то вспышка или галогенная лампа, чужеродно и ненужно для его снимков: хороший штатив успешно заменяет их при недостатке естественного освещения. Место съемки играет огромную роль в фотографиях Клерга. Его родной Арль — очень старый город с многочисленными древнеримскими развалинами пробудил интерес Клерга к архитектуре, выразившийся в серии фотографий Urban Nudes. «Каждый раз, когда я снимаю обнаженную натуру в помещении, — говорит Клерг, — я тщательно продумываю взаимоотношение фигуры модели и формы помещения». Если в кадр должно попасть окно, Клерг старается связать открывающийся из него вид с передним планом снимка.
Хотя Клергу принадлежат незабываемые серии этюдов, выполненных в пустыне и в лесу, его любимым местом съемки остается морское побережье. «Море придает моим фотографиям динамику. Движение воды, отражения солнца и тени, текстура песка играют с формами женского тела, изменяют или подчеркивают их».
Рисунок 3. Море неизменно является для Клерга источником вдохновения. Оно придает динамизм тому, что без него было бы просто фотографией обнаженной натуры. Склонность фотографа «обезглавливать» свои модели позволяет Клергу представлять женские тела как произведения искусства. Объектив 17 мм, Ektachrome 64, 1/30 сек., f/16
Клерг утверждает, что фотограф не может планировать заранее то, как он будет проводить сессию. «Вы должны быть открыты всему, что может произойти. И если вы обнаружили, что обстановка не совсем соответствует вашим ожиданиям — все равно попробуйте снимать. Именно так вы сможете в полной мере использовать ваше воображение».
Отличительная черта фотографий Клер-га — он не включает в кадр голову модели. Это началось тогда, когда цензура во Франции была гораздо строже, чем теперь, и подруги Клерга, снимавшиеся в качестве моделей, рассчитывали таким образом сохранить анонимность. Но есть и другая причина: отсутствие на фотографии лица переносит внимание зрителя с личности модели на ее формы, чего и добивается Клерг.
Отношение Клерга к фотографии обнаженной натуры гораздо ближе к отношению художника или скульптора, чем фотографа, работающего для глянцевого журнала. Сам он признается, что восхищение женскими формами — страсть, которая сопровождает его всю жизнь.