Настройка цвета
Для того чтобы цвет выглядел белым, необходимо правильно сбалансировать три параметра. Например, в компьютерных мониторах это достигается значениями красного, зеленого и синего (RGB), которые смешиваются в равных пропорциях, чтобы образовать белый. В Adobe Camera Raw для достижения того же результата используются разные параметры: яркость, цветовая температура, оттенки.
Излучение чёрного тела
Представьте себе кусок черного металла, нагреваемый в печи. Сначала он станет оранжевым, затем желтым, белым и, наконец, светло-голубым. Цвет металла можно описать температурой, о которой говорят, что это температура излучения черного тела (измеряется в Кельвинах). Излучение черного тела и имеется в виду, когда говорят о кривой черного тела по отношению к ББ.
Под яркостью понимается яркость света (экспозиция). Цветовая температура представляет собой точку на кривой черного тела (ближайшей к реальному свету). Оттенок характеризует расстояние смещения в перпендикулярном направлении к кривой черного тела. Назначение ББ состоит в том, чтобы управлять этими тремя параметрами так, чтобы белый цвет выглядел белым без каких-либо видимых цветовых оттенков.
Рисунок 1. Большинство программных RAW-конвертеров имитирует предустановки ББ камер.
В этом и состоит техническая цель применения ББ. Как и многие другие параметры в фотографии, ББ носит субъективный характер, и технически строгая установка его может не обеспечить желаемого эффекта. Например, в пейзаже мы часто предпочитаем изображения с теплым опенком, совсем не соответствующим технически строгому ББ.
Рисунок 2. Настройка ББ изменяет цветовые опенки. Установите для камеры режим Auto, чтобы аппарат сам попытался решить, какой цвет будет нейтрально-белым. Эстетически более приятный результат может быть достигнут, когда ББ установлен по вашему представлению.
Предварительные установки ББ
В ACR настройка ББ осуществляется одним из двух основных способов. Более старый способ состоит в использовании предустановок из выпадающего меню. Такой же подход с предустановками ББ мы находим и в DSLR-камерах: «День», «Облачно», «Тень», «Лампы накаливания», «Люминесцентный свет» и «Вспышка».
В качестве эксперимента попробуйте открыть какое-нибудь изображение и, перебирая предустановки, посмотрите, какие опенки получаются. Чтобы вернуть ББ к установленному камерой, выберите опцию As Shot из меню предустановок. Последние хороши как начальные точки, но далее часто требуют тонкой настройки баланса по вашему вкусу.
Рисунок 3. Для более точной установки ББ вдоль шкалы тонкой настройки (Tint) отмечены значения цветовой температуры (в Кельвинах).
Под меню предустановок вы заметите два движка с указанием Temperature и Tint. Движок Temperature служит для небольших регулировок цветовой температуры с шагом в 50К. Движок Tint позволяет регулировать смещение относительно кривой черного тела: зеленый влево — для снижения пурпурного оттенка и пурпурный вправо — для компенсации зеленого. Поскольку ББ субъективен, пользователь принимает решение на глаз по отслеживающему изменения изображению, которое обеспечивает ACR.
Инструмент Eyedropper White Balance
Инструмент «пипетка ББ» можно использовать для выбора конкретной точки изображения для настройки белого. Часто этот инструмент используется вместе с контрольным снимком, снятым при этом же освещении. Это особенно удобно для студийной фотографии или съемок при постоянных источниках света, таких как прожектора на ночных стадионах. Как и в случае с предустановками, выбранный пипеткой ББ может потом корректироваться с применением движков Temperature и Tint.
О ББ для начинающих
Свет в разное время суток и при разных климатических и погодных условиях меняет цвет, т.е. цветовую температуру. Люди обычно не замечают этих изменений, поскольку наш мозг управляет информацией, получаемой от зрения так, чтобы мы видели нейтрально-белый свет. Практически наш мозг постоянно вводит коррекцию ББ для разного света. В отличие от этого цифровые камеры регистрируют все изменения цветовой температуры и отражают их на снимке. Поэтому ББ предназначен для устранения цветовых оттенков света, чтобы камера давала свет, максимально приближенный к белому.