Что надо знать начинающим фотографам
Приобщение к миру фотографии начинается с выбора и покупки фотоаппарата. Желающих заняться этим увлекательным и неисчерпаемым искусством можно обнадёжить утверждением, что выбор фотоаппарата для начинающих не такой и сложный вопрос. В сфере производства этой техники присутствует высокая конкуренция и каждый из производителей стремится дать своему изделию хотя бы какое-нибудь преимущество перед конкурентами. При таких условиях фотокамера, имеющая существенные недоработки, в продажу не поступит, т.к. это обернётся потерей имиджа для производителя.
Фотоснимок высокого качества можно сделать фотоаппаратом любого современного бренда: Sony, Nikon, Olympus, Canon, Pentax. В этом можно легко убедиться, если зайти на сайты фотохостинга и посмотреть качественные фотографии, сделанные аппаратами от разных производителей.
Но при всём при этом, фотоаппараты производятся разных классов и по своим возможностям различаются. Таких классов существует 4:
1. Компактные камеры. Это наиболее дешёвые фотоаппараты, т.н. «мыльницы». Их ценовой диапазон начинается от 2 тыс. руб.
2. Псевдозеркальные камеры. Имеют несменный объектив, как правило, суперзум, т.е. вариообъектив, с широким диапазоном фокусных расстояний при небольших массе и размерах. Такой объектив особенно удобен для быстрой фотосъёмки. В аппарате присутствует электронный видоискатель. Цена таких фотоаппаратов обычно начинается от 7 тыс. руб.
3. Беззеркальные фотоаппараты. Это компактные фотоаппараты, имеющие сменные объективы и ряд других преимуществ перед обычными «мыльницами» (электронный видоискатель высокой разрешающей способности, больший размер матрицы). Цена от 11 тыс. руб.
4. Зеркальные фотоаппараты. Имеет в составе видоискателя зеркало. Цена от 15 тыс. руб.
Выбирая фотоаппарат, необходимо иметь в виду, что изображение формируется главным образом за счёт объектива. Поэтому, какой бы класс фотоаппарата вы не выбирали, в первую очередь необходимо обращать внимание на его оптическую систему.
Многие фотоаппараты, разработанные специально с расчётом на любителя, имеют высокую цену, которая сопоставима с ценой на аппаратуру для профессиональных фотографов. У таких камер мощные сменные объективы, вместительные матрицы и другие преимущества. Но с учётом того, что ими будут пользоваться непрофессионалы, у них более простой функционал и ими легче пользоваться.
Новичку в фотоделе не следует покупать самые дорогие камеры. Даже при наличии больших денег. Просто большая часть возможностей фотоаппарата не будет использована. Уроки фотографии для начинающих будут проходить медленно с более сложной в обращении аппаратурой.
Наиболее оптимальным вариантом для начинающего фотографа был бы беззеркальный фотоаппарат со сменным объективом. Такие аппараты имеют, сравнительно с зеркальными камерами, небольшие массу и размер, а их матрицы практически не уступают матрицам зеркальных камер. Ручные настройки этих фотоаппаратов также не хуже, чем у зеркалок. Беззеркальным фотоаппаратом можно уверенно проводить съёмку во всех типичных условиях.
Всё вышесказанное подразумевало приобретение цифрового фотоаппарата. Но и сейчас ещё пользуются аналоговым плёночным. Плёночные фотоаппараты очень выгодно смотрятся по своей цене. Раритетный японский плёночный зеркальный фотоаппарат с объективом, произведенный в 70-х годах прошлого века, в отличном рабочем состоянии и внешнем виде, можно купить не более чем за 5 тыс. руб. Если говорить о 35-мм плёнке, то фотографии, получаемые с её помощью, уже уступают в качестве современным фотографиям.
Но фотоаппараты под широкую плёнку, 120 и 220 мм, дают очень хорошее качество, ни в чём не уступающее цифровым фотоснимкам, в том числе и по разрешающей способности. Аппараты под такую плёнку имеют сравнительно очень невысокую цену и их могут приобрести многие любители. Между тем цена аналогичных среднеформатных цифровых камер огромная и купить для себя подобный фотоаппарат может далеко не каждый профессионал.
Помимо всего этого, многие опытные фотографы ценят фото с плёночных среднеформатных аппаратов, в их среде такая фотография считается эстетичной, для неё организуются специальные выставки.
Но здесь есть ряд неудобств. Плёнка для таких фотоаппаратов стоит недёшево, а сервис по её проявлению и печатанию фотографий постепенно становится редким. Самостоятельное же её проявление и печатание фотографий будет отнимать много времени и сил. Так что выигрыш в цене камеры может оказаться призрачным. Лучше всё-таки остановиться на цифровом варианте фотоаппарата.
Одно из самых важных правил фотографа – для хорошей фотографии необходимо достаточное количество света. Следуя этому правилу, съёмку надо проводить в тех местах, где света много. А если его недостаточно, то в таком случае надо задействовать вспышку. При съёмке быстро меняющихся картин (подвижно играющие дети, спортивная съёмка и т.п.), потребность в свете значительно увеличивается.
При недостаточном освещении можно увеличить выдержку и задержать спуск. В этом случае, при неподвижных снимаемых объектах, лучше использовать штатив.
Надо избегать съёмок против света. В любом случае это выбеливает белые участки фото и ещё сильнее затеняет участки теней. Для снимков с недорогих компактных аппаратов, где оптика самая простая, эти дефекты фото будут видны наиболее отчётливо.
Но полностью избежать таких ситуаций не удастся. Поэтому, опытные фотографы применяют приём «заполняющая вспышка». Свет от фотовспышки способен смягчить воздействие солнечного света и подсветить тени.
Лучше проводить съёмку на открытой местности в несильную облачность, или когда солнце находится низко у горизонта – утром или вечером.
Избежать недостаточной резкости снимков поможет соблюдение следующих правил:
• При съёмке с рук держите стабилизатор постоянно включённым. Это увеличит чёткость фото.
• Лучше используйте внешнюю вспышку. В помещении эту вспышку направьте на светлую поверхность (желательно потолок).
• Уменьшите выдержку (откройте диафрагму, увеличьте чувствительность). Это не относится к съёмке при ярком солнечном свете.
• Дождитесь установления фокуса и плавно нажимайте на спуск.
Сейчас существует много различных фотографических школ. Начинающему фотографу целесообразно остановить свой выбор на какой-нибудь одной и пройти в ней полный и последовательный курс обучения искусству фотографии.