Если вспоминать самые популярные фотоаппараты Советского Союза, то на ум сразу приходят «Зоркий» и «Смена». Но самой успешной была серия фотокамер «Зенит». Этот бренд был настолько популярным, что под ним продолжали выпускаться фотоаппараты даже в начале 2000-ых, когда рынок заполонила цифровая продукция из Японии.
Отсчет истории «Зенита» можно вести с основания Красногорского завода имени С. А. Зверева. Это предприятие также для краткости называют Красногорским механическим заводом (КМЗ). Оно было создано в 1942 году в целях производства военной продукции. Сразу был запущен выпуск оптико-механических приборов. Это перископы, танковые панорамы и прочие устройства, нужные на военном фронте. Пару лет спустя на КМЗ начали выпускаться такие сложные приборы, как аэрофотоаппараты. Всего в военные годы на территории КМЗ было выпущено более 400 тысяч приборов, которые использовались ВМФ и Красной армией.
После окончания Второй мировой войны СССР досталось большое количество оборудования и документации с немецких предприятий. Все понимали, что завод должен действовать и дальше. Это значит, что он должен теперь производить гражданскую продукцию. В 1946 году было запущено производство фотоаппарата «Москва-1», это точная копия немецкой камеры Zeiss Ikonta. А через некоторое время был выпущен первый фотоаппарат серии «Зоркий», который стал большим хитом.
Именно «Зоркий» стал прародителем «Зенита». В 1952 году конструкторы КМЗ переработали эту дальномерную камеру, установив подъемное зеркало и изменив корпус с объективом. Так на свет появился первый «Зенит». Он так и назывался, никаких цифр в названии не было. Тогда было совершенно непонятно, как советские фотографы примут один из первых в мире однообъективный зеркальный фотоаппарат с установленной пентапризмой. Поэтому ни о каком продолжении не было и речи. Да и какое продолжение, если бешеным спросом пользуется «Зоркий»? Но «Зенит» смог пробить себе дорожку к успеху. В будущем этот бренд стал в СССР и России гораздо более популярным.
Что же представлял из себя первый «Зенит», произведенный тиражом в 39 091 экземпляр? Это была достаточно небольшая зеркальная камера с литым корпусом, созданным из алюминиевого сплава. Съемка велась на 35-миллиметровую перфорированную пленку. Размер кадра равнялся 24 x 36 мм. Взвод затвора и перемотку приходилось производить вручную при помощи головки. На камере имелся счетчик кадров, владелец мог вручную сбросить счетчик, начав отсчет кадров с нужного места на пленке. Выдержка затвора была не самой высокой — от 1/25 до 1/500 секунды. В продажу камера «Зенит» поступила с объективом «Индустар-22» или «Индустар-50». Владелец позже мог установить другую оптику, подходящую к резьбовому соединению М39*1/45,2. Недостатки фотоаппарата заключались в отсутствии автоспуска и синхроконтакта.
Синхроконтакт — это специальный разъем, при помощи которого можно подключить к фотокамере вспышку и синхронизировать эти устройства. Таким разъемом наделили уже «Зенит-С», который был разработан и выпущен Красногорским механическим заводом в 1955 году. Серийный выпуск этой фотокамеры продолжался до 1961 года. За это время с конвейера сошли 232 949 экземпляров. На тот момент ни один однообъективный зеркальный фотоаппарат не расходился по Советскому Союзу таким тиражом.
Помимо добавления синхроконтакта устройство получило по сравнению с предшественником ещё одно изменение. Механизм опускания зеркала полностью поменялся. Ранее это действие нужно было производить с помощью не слишком удачной рычажной системы. Теперь же конструкторы внедрили миниатюрную лебедку со шнуром. В остальном конструкция фотоаппарата по сравнению с оригинальным «Зенитом» не изменилась. Даже внешне эта камера почти не отличалась от предшественника.
Фактически, «Зенит-С» можно называть «Зенитом-2». Хотя официально он такого наименования не имел. Затем последовал выпуск фотоаппарата «Зенит-3». Первый экземпляр был собран в 1960 году, серийное производство продолжалось в течение трех лет. Если японские компании обычно запускали производство новых моделей после серьезных нововведений, то на КМЗ об этом даже не задумывались. Новая модель вновь была похожа на предшественников за исключением небольших изменений во внешнем виде и конструкции. Главное отличие заключалось в применении куркового взвода затвора и перемотки пленки. После этого многие фотографы вздохнули с облегчением, так как данный способ был максимально удобен. Ещё изменилась верхняя крышка и появился долгожданный автоспуск. За три года завод выпустил 81 776 экземпляров этой фотокамеры.
В 1961 году Красногорский механический завод предпринял попытку выпуска нового фотоаппарата «Кристалл». Он создавался по технологиям «Зоркого» и «ФЭДа». Здесь имелась упрощенная система зарядки пленки, для чего заднюю стенку закрепили на шарнирах. Корпус был создан из алюминиевого сплава. Он был литым, в том числе и верхняя крышка. Никто этого не ожидал, но камера стала пользоваться невероятным спросом. Из-за этого спустя всего год завод переименовал данную модель в «Зенит-3М». Заодно слегка поменялся метод сборки корпуса, литой крышке пришла на замену штампованная крышка из латуни. Всего было собрано свыше 781 тысячи «Кристаллов» и «Зенитов-3М».
Не стоит думать, что все фотоаппараты «Зенит» были успешными. В 1964 году стартовали продажи камеры «Зенит-4». Многие фотографы отметили, что данная модель получилась слишком массивной с неказистым внешним видом. Её габариты вместе с объективом «Вега-ЗЦ» составляли 141 x 84 x 104 мм. Это очень много для аппарата такого уровня. А весил он вместе с оптикой более килограмма. Даже нововведение в виде встроенного экспонометра не позволило завоевать этой камере успех. При проектировании конструкторы пытались сделать аппарат похожим на немецкий Bessamatic, но не точной его копией. Но результат получился не самым хорошим.
Тем не менее, совершенствование фотоаппаратов «Зенит» продолжалось. Новые модели выпускались каждые два-три года. Так продолжалось вплоть до развала СССР. В 1990-ые годы КМЗ переживал тяжелые времена. Новые разработки фототехники прекратились. Постепенно завод решено было перевести на рельсы открытого акционерного общества. Теперь предприятие официально называется ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева». В некоторых документах он фигурирует, как ОАО КМЗ.
В конце существования СССР заводом производился фотоаппарат «Зенит-Автомат». Это малоформатный зеркальный фотоаппарат, оснащенный заобъективной TTL-экспонометрией. Это была первая камера от КМЗ, имеющая байонет К, популярный во всём мире. Стало быть, к фотоаппарату легко можно было присоединить оптику от какой-нибудь зарубежной компании (например, от Pentax). Фотоаппарат выпускался с 1984 по 1994 годы. Были проданы 68 002 экземпляра. Это достаточно много для того времени.
Ещё одной долгоживущей камерой оказалась «Зенит-АМ». Она производилась в 1989-1999-ые годы. От «Автомата» данная модель отличалась фокальным затвором Ф3Л-84, который теперь имел металлические ламели вместо матерчатых шторок. Это нововведение существенно снизило вибрацию и шумы при работе. Выдержку затвора можно было варьировать от 1 до 1/1000 секунды. Аппарат вновь использовал байонет К. Но для обладателей старых объективов производитель вкладывал в коробку адаптер. С его помощью к камере можно было прикрутить любую оптику с резьбовым соединением М42*1/45,5.
В 1995 году КМЗ приступил к выпуску фотоаппарата «Зенит-212к». Он обладал полуавтоматической установкой экспозиции, как и несколько предшествующих моделей. Главное отличие заключалось в обновленном дизайне. Он теперь был отделан пластиковыми панелями. Нельзя сказать, что это пошло только на пользу, ведь из-за этого высота аппарата существенно увеличилась. Примечательно, что для проектирования дизайна и элементов корпуса применялась компьютерная система автоматизированного проектирования. Аппарат производился вплоть до 2005 года.
Следующая новинка появилась на свет лишь в 1999 году. Во всём мире начала популяризироваться цифровая продукция. В Японии в основном только компания Nikon отваживалась разрабатывать новые пленочные камеры. Но в России с деньгами в те годы ситуация ещё не наладилась. Поэтому многие предпочитали не выбрасывать большие деньги на цифровой фотоаппарат, который через пару лет устареет, а купить качественную зеркальную камеру. Новинка получила наименование «Zenit-312m». Фотоаппарат был избавлен от байонета K, вместо него вернулось старое резьбовое крепление. Корпус теперь почти полностью состоял из пластика. Всего были выпущены 84 004 фотокамеры. Выпуск был прекращен в 2005 году.
До 2005 года были созданы ещё несколько новых зеркальных пленочных камер, но они успехом уже не пользовались. Гораздо интереснее выглядит кратковременный переход завода на производство компактных фотоаппаратов. В начале 2000-ых зеркальные камеры стали казаться людям слишком сложными. Вместо этого покупались обычные пленочные камеры, которые не имели возможности сменить оптику. Качество фотографий нельзя было назвать отличным, но обычных потребителей оно устраивало. Главное, что такие фотоаппараты могли поместиться в кармане куртки, или их можно было носить на поясе в специальном чехле. В основном такие камеры предлагали Kodak и другие зарубежные компании. В России же их производство стартовало в 2000 году.
Самой дешевой компактной камерой от ОАО КМЗ стала «Zenit-510». Это простейшая камера, регулировке не подвергалось практически ничего. Затвор обладал единственной выдержкой 1/140 секунды. Оптика сфокусирована на объектах, располагающихся на расстоянии от полутора метров до «бесконечности». Камера не имела даже гнезда для штатива. Аппарат производился совместно с тайваньской компанией Toptronic. В 2002 году выпуск данной модели был завершен, всего на тот момент было произведено 12 850 экземпляров.
Одновременно существовали камеры «Зенит-520», «Зенит-610» и «Зенит-620». Их производство тоже завершилось в 2002 году. Старшая модель обладала автоматической фокусировкой, что являлось редкостью для пленочных аппаратов тех времен. Затвор тоже был более продвинутым, его диапазон выдержек составлял 1/60 — 1/250 секунды.
В 2005 году история «Зенита» была официально завершена. Сейчас почти нет шансов, что в ближайшем будущем в Красногорске возобновится производство этих легендарных камер. В современном мире популярность имеют цифровые фотоаппараты, а создать такие российский завод не в состоянии. Остается добавить, что наиболее массовой моделью являлась «Зенит-Е», о которой мы даже не упомянули. Тираж этого фотоаппарата превысил отметку в 8 миллионов экземпляров. Это мировой рекорд для однообъективных зеркальных камер.
Ну а сейчас Красногорский механический завод выпускает панорамные фотокамеры серии «Горизонт» и несколько видов сменных объективов. Остальная продукция никак с фототехникой не связана.
Никогда не держала в руках эту камеру, но очень наслышана, все кто жил в СССР знает , что это лучшая камера которая оставалась пределом мечтаний, для наших фотографов. Я бы хотела приобрести одну из старых моделей и конечно сделать снимки .
В своё время испробовал почти Все модели Зенит, на собственном опыте могу сказать что данная марка по своим тех. характеристикам полностью «сливала»(уступала) другой марке советских зеркалок — моделям Киев!
Полностью согласен! Имел дело с несколькими моделями и тех, и других.
У моего отца была когда то камера Зенит, модель увы не помню, но он жутко ее гордился, и по цене она была очень дорогой по тем временам. Жаль, что сейчас Зенит уже не выпускает камеры и не идет в ногу со временем.
Да, это был очень дорогой фотоаппарат. Ну так он и считался лучшим. Оптика там какая была. Действительно жаль, что в свое время государство не поддержало отечественного производителя.
Да, у моего отца тоже были ФЭД, зеник, потом я узнал еще одно название смена. Возни с ними, лично для меня … ну, слишком много. Особенно если учесть, что это пленочные фотоаппараты. Жаль конечно, что завод не стал изучать и внедрять цифровые принципы — если учесть, насколько это распространилось в мире… Он бы только выиграл.
У нас тоже был когда то зенит и сейчас где то есть этот фотоаппарат, надо найти только, хочу глянуть, какой там обьектив, может быть подойдёт на мою зеркалку и не надо будет новый покупать))
Зенит был легендарный фотоаппарат. Он у нас работал 20 лет. И только один ремонт был. Потом пару лет лежал без дела и его накрыла общая для этих моделей беда — шторки.
По моему необязательно создавать цифровой фотоаппарат (в мире их и так много, а конкурировать с сони, канон, никон и другими японскими и корейскими фотоаппаратами китайского производства не представляется возможным без создания железного занавеса и высоких таможенных пошлин). Развивайте свой компактный плёночный фотоаппарат. Среди многих фотолюбителей в России и мире есть постоянный спрос на хороший плёночный компакт со относительно светосильным высококачественным стеклянным объективом (какие делали в середине и конце 90-х годов konica, ya
Жаль, такая ветвь перестала быть конкурентноспособной. Начиная с Зенит-212к вообще не подозревал о существовании более молодых моделей. О качестве 620х вообще боюсь даже представять.
А мои родители работали на КМЗ до 1976 года. А фотика в нашей семье не было. Они считали, что люди могут подумать, что они украли его с завода. По словам мамы, так делали многие заводчане. Фотоаппарат я им подарила только в 1999 году на 35-уж семейную годовщину.
Зениты — наше счастливое детство. Зенит удивителен тем, что снимки сделанные им имели что-то особое. Снимки могли быть технически не очень совершенными, но почти всегда ИНТЕРЕСНЫ. Однако это касается только советских зенитов — распространённые Е, ЕТ, 11, 12, редкие автомат, АМ. Дальше, увы, пошла пластмасса, не вызывающая никакого интереса.
Я фотографирую Зенитом до сих пор, очень хорошая камера. У меня есть Зенит –Е, 19, 12. Очень рад что КМЗ не прекратил свое существование и даже порадовал Зенитом Km+ и выпустил в 2017 году новый крутой мануальный объектив Зенитар 1,2 /85 , качество стекол очень хорошее, очень хочу его купить. Тем более он выпускается с разу с байонетом F на Nikon.