Объективы и композиция
Фокусное расстояние влияет на угол поля зрения. Длиннофокусные объективы приближают объекты, а широкоугольные позволяют включить большую площадь. Но выбор объектива изменяет и перспективу. Объекты кажутся расположенными более плотно, когда мы смотрим через длиннофокусный объектив, чем когда мы смотрим на них через широкоугольник.
Вы можете в этом убедиться с вашим штатным зумом. Выстройте пару объектов так, чтобы один был ближе к камере, другой дальше, и снимите их в широкоугольном положении зума. Теперь установите самое большое фокусное расстояние зума и повторите снимок того же сюжета, отступив назад настолько, чтобы ближайший объект был того же размера в кадре. Вы обнаружите, что дальний объект теперь кажется расположенным ближе к камере. Лучшие объективы можете увидеть у нас на сайте.
Преувеличение перспективы при съемке широкоугольным объективом дает преимущества, когда вы хотите подчеркнуть детали переднего плана в пейзаже или усилить ощущение пространства в репортажной фотографии при съемке с близкого расстояния. Это явление может оказаться и вредным, когда перспективные искажения могут увеличить носы в портрете, из-за чего портретисты стараются применять слабые длиннофокусные объективы (85-100 мм) и снимать с некоторого удаления. Это компенсирует пространственные искажения и слегка «уплощает» лицо и улучшает портрет. Сжатие перспективы может иметь также положительный эффект в архитектурной фотографии и при съемке удаленных ландшафтов.
Выбор объектива и точки съемки
Трудно говорить о выборе правильного объектива или настройки масштаба для композиции, не говоря уже о точке, с которой вы снимаете. Если вы пытаетесь создать ощущение взгляда на объект сверху или снизу, то широкоугольный объектив будет усиливать этот эффект и может быть использован для некоторой драматизации ваших фотографий. Посмотрите вверх на здание через широкоугольный объектив, чтобы увидеть этот эффект: преувеличенная перспектива сделает здание гораздо выше с некоторым завалом назад. Это представляет собой проблему, поскольку в обычных условиях такое преувеличение не предполагается. При взгляде через широкоугольный объектив на здание кажется, что оно вот-вот упадет. Эта проблема известна фотографам как «перспективное искажение» («сходящиеся вертикали»). Можно избежать этого, если не наклонять камеру, но тогда возникает вопрос, как охватить все здание?
Профессиональные архитектурные фотографы применяют дорогие специальные тилт-шифт объективы (объективы с коррекцией перспективы), но вы можете достичь подобного результата, отодвигаясь назад, пока не увидите верхушку здания в кадре, держа корпус камеры вертикально. В результате вам придется отрезать пустое пространство на переднем плане. Можно снимать и наклонив камеру вверх, а потом выправить сходящиеся вертикали в редакторе, например в Adobe Photoshop.