Макрофотография
Существует много способов фотографирования предметов и людей очень крупным планом от применения специального оборудования и оптики до режимов макросъемки в компактных камерах. Все удивительно в миниатюрном мире.
Приближаясь к предметам очень близко, обнаруживаешь целый мир творческих возможностей для фотографии. Вы можете снимать натюрморты, состоящие из объектов столь малых, что их трудно заметить, или обнаружить фактуры и рисунки, которые кажутся абстрактными изображениями.
Все начинается с иного представления предметов, когда вы к ним приближаетесь очень близко, причем эта разница зависит от степени приближения.
Термин «макро» часто используют для фотографирования с очень близкого расстояния, хотя этот термин имеет больше техническое значение. В настоящей макрофотографии объект должен изображаться в натуральную величину или крупнее на матрице камеры. Например, при фотографировании монеты диаметром в 1 см ее изображение на матрице должно иметь размер 1 см, с увеличением 1:1. Большинство макрообъективов не дают такого увеличения, хотя и существуют адаптеры и аксессуары, которые могут этому помочь. В этой статье мы не будем педантами и будем считать понятия съемки с близкого расстояния и макросъемку синонимами.
Компактные камеры и «макро»
В области макросъемки компактные камеры одержали победу над их более сложными родственниками – DSLR- камерами. Обладая очень короткофокусными объективами, эти камеры позволяют фокусироваться на очень близком расстоянии, часто на 2 см от объекта. Такая возможность обычно проявляется на широкоугольном краю диапазона зумирования, так что вам придется считаться с дисторсией объектов при очень большой глубине резкости. Тем не менее, результаты, которые удается получить с помощью простых компактных камер в макрорежиме, оказываются удивительно хорошими.
Многие компактные камеры позволяют наводить на резкость в макрорежиме вручную или с использованием сюжетного макрорежима, в котором непрерывная автофокусировка обычно помогает уследить за изменением расстояния наводки на резкость, появляющимися из-за перемещений камеры. Как всегда, при макросъемке наилучшие результаты получаются при использовании штатива.
Глубина резкости и макросъемка
ГРИП – зона, в которой фотограф видит объекты резкими – в макрофотографии намного меньше, чем при обычных далеко расположенных объектах. Даже при очень маленьких отверстиях диафрагмы, таких как f/16 или f/22, ГРИП имеет порядка 2 см в обе стороны от плоскости наводки на резкость. Это означает, что вы должны очень точно наводить на резкость и кадрировать объект съемки.
DSLR-камеры и макрообъективы
Обычные объективы, которыми оснащаются DSLR-камеры, не позволяют снимать на расстояниях, требуемых для макрофотографии. Типичные стандартные зумы 18-55 мм f/2,8 имеют ближайшую границу фокусировки около 30 см, позволяя получать увеличение около 1:3. Чтобы снимать ближе, необходимо приобретать дополнительное оснащение.
Для фотографа, специализирующегося на макросъемке, сложный макрообъектив – разумное приобретение. Несмотря на то что такие объективы стоят дорого, они позволяют получать прекрасное качество изображения и расстояния съемки, обеспечивающие масштаб 1:1. Они позволяют наводить на резкость и на бесконечность, что делает их прекрасным инструментом для съемки натюрмортов и портретов.
Макрообъективы могут иметь различные фокусные расстояния от стандартных 50 мм до длиннофокусных 180 мм. Длиннофокусные макрообъективы позволяют получать масштаб 1:1 на большем расстоянии, что делает их полезными, если вы занимаетесь съемкой живой природы: увеличенное расстояние съемки позволяет не пугать объект съемки.
Сегодня макрообъективы оснащаются быстрыми автофокусными моторами и иногда стабилизаторами изображения, помогающими при вибрации камеры. Однако они излишни, если вы проводите макросъемку правильно. Диапазон фокусировки макрообъективов огромен, поэтому удобнее наводить на резкость вручную, чем в режиме автофокусировки. Штатив Hama или же любой другой штатив при использовании макрообъектива обязателен, чтобы обеспечить стабильность камеры при длительных выдержках. Это помогает сохранить стабильным расстояние камера-объект съемки. Глубина резкости в макрофотографии – дело хитрое.
Бюджет макросъемки
Для макросъемки цифровыми камерами имеются и более дешевые средства, чем макрообъективы. Дополнительные насадочные линзы для макросъемки могут устанавливаться на резьбу на объективе. Действуют они как высококачественные лупы. По степени увеличения они маркируются +1, +2, +3 и т.д., и хотя они не обеспечивают такого же качества изображения как макрообъективы, стоят они примерно 1/10 от стоимости макрообъективов, образуя прекрасный инструмент для начала занятий макросъемкой. Когда насадочные линзы установлены на объектив, фокусировка на бесконечность невозможна, поэтому их надо снимать для обычных съемок.
Удлинительные кольца – следующий инструмент для приближения объекта съемки. Функционируют они между корпусом камеры и объективом, отодвигая объектив от матрицы. Это позволяет фокусироваться на более близких расстояниях и увеличивать изображение, ценой снижения яркости изображения, что приводит к дополнительному снижению светосилы, а это, в свою очередь, приводит к необходимости применять при съемке штатив, чтобы обеспечить стабильность камеры. Существует много типов удлинительных колец с различной степенью автоматизации. Некоторые работают только как дополнительная проставка, другие с электрическими контактами позволяют сохранять все функции экспонометрии и автофокусировки.