Фотосъемка при слабой освещенности
Некоторые сюжеты выглядят лучше, когда солнце зашло, но фотографировать в условиях слабой освещенности намного сложнее, чем днем.
Очевидно, что вся фотография связана со светом, и только при свете мы можем получать изображения. Поэтому, когда уровень освещения падает, снимать становится трудно. В этих условиях нужно или отложить камеру, или изменить подход.
Имеется три варианта съемки при слабом освещении. Мы можем открыть затвор, чтобы обеспечить поступление большего количества света, при этом надо будет применить штатив, или также больше открыть диафрагму, или увеличить светочувствительность, чтобы снимать с рук. Наконец, мы можем дополнительно осветить сцену вспышкой встроенной или внешней.
Эти варианты различны, и каждый имеет свои за и против. Но все три варианта позволяют снимать, когда солнце зашло.
Штатив и длительная выдержка
Один из способов допустить больше света к матрице – открыть затвор на длительное время. При слабом освещении выдержка должна составлять 1/15 с или дольше. При такой выдержке с рук снимать нельзя из-за сотрясений камеры, поэтому для ее устойчивости нужен штатив или что-нибудь подобное. Если объект съемки подвижен, то это тоже вызовет нерезкость. А значит, подход с длительной выдержкой не годится для сюжетов, где есть движение, например для концертов. Этот вариант съемки выгоден тогда, когда самое главное – получить высокое качество изображения. Удлиняя выдержку, вы можете снимать с малой светочувствительностью, и уровень цифрового шума будет небольшим. Так снимают архитектуру и пейзажи.
Высокая чувствительность, открытая диафрагма
Когда длительные выдержки не годятся, а это может быть при необходимости снимать с рук или при быстродвижущемся объекте съемки, приходится искать другой вариант. Один из путей – повышение светочувствительности. У большинства камер наименьшая светочувствительность начинается с 100 или 200 ISO. При этих значениях качество изображения наивысшее. По мере повышения чувствительности вы можете использовать более короткие выдержки, но качество изображения пострадает из-за цифровых шумов.
Поэтому удобен компромисс между не слишком высокой чувствительностью и светосильными объективами со светосилой f/2,8 или больше. Чем больше света вы пропустите через апертуру, тем более низкую светочувствительность можно применить, чтобы еще и с рук снимать и «заморозить» движение в кадре.
Съемка с высокой светочувствительностью и большой светосилой – идеальный вариант для съемки на концертах и в театре, а кроме того, на вечеринках и ночью на улице. Преимущество такого варианта перед применением вспышки заключается в том, что вы еще можете использовать естественное освещение, что может придать вашим снимкам дополнительную выразительность.
Съемка со вспышкой
Вспышка – инструмент универсальный. Все, кто пользуется компактными камерами, знакомы с этим, но, вероятно, не всегда довольны результатом. Во-первых, лобовой свет создает жесткие тени, грубые отражения и другие неудачные моменты, такие как красные глаза. Во-вторых, обычная вспышка заменяет существующее освещение, а оно может быть использовано для повышения выразительности снимка.
Это не значит, что вспышка вообще не нужна, но мы должны иметь возможность ею управлять, чтобы преодолеть указанные недостатки. Направляя свет автономной вспышки, мы решаем, где лягут тени и как избежать отражений. Если открыть затвор надолго при съемке со вспышкой – значит поймать еще и внешнее освещение, что может придать снимку более выразительный вид.