Фотография в саду
Природа в саду может заинтересовать любого фотографа. Пройдитесь по саду, загляните в его потайные уголки, и вы обязательно найдете что-нибудь интересное.
Жизнь современного фотографа удручающе загружена. Хотя и было бы приятно каждый день снимать пейзажи в сельской местности, но реальность такова, что работа и семейные обязанности часто стоят на первом месте. Но есть места рядом с домом (в буквальном смысле на пороге), где можно, выкроив десять минут, сделать великолепные снимки.
Скромный сад полон цветов и дикой прелести. Если у вас нет своего сада, то ничуть не хуже снимать в общественном саду. Весной, когда все распускается, они полны жизни, а летом, когда растения в полном цвету, сад – это просто буйство красок. Осенью можно снимать золотистые листья, опадающие с деревьев. И, конечно, если вы даже начинающий фотограф, то у вас есть возможность полного контроля при съемке объектов, которые вы можете найти в саду.
В саду возле вашего дома можно найти разнообразные объекты для съемки. Наиболее популярна макросъемка цветов, хотя, если приглядеться, то вы увидите и многое другое, не столь бросающееся в глаза: солнце, просвечивающее сквозь листья, деревья необычной формы, фактура коры и многое другое. В саду можно обнаружить огромное количество насекомых. И, конечно, птицы и белки тоже частые гости.
Аппаратура для съемки в саду
Очень приятно, что скромные зеркалки и компактные камеры хорошо приспособлены для съемки в саду. Большинство стандартных зумов дают хорошие возможности для съемки с близкого расстояния, обычно с 0,35 м, чего более чем достаточно для большинства сюжетов с цветами. Вы к тому же можете еще приблизиться к объекту съемки с помощью дополнительных насадочных линз, которые дешевы и доступны.
При съемке отдельных цветов, вы, вероятно, захотите воспользоваться штативом. Даже в яркий солнечный день он поможет навести на резкость и скомпоновать изображение за счет фиксированного расстояния до объекта съемки. А когда свет слабый, полезен дистанционный спуск или автоспуск камеры, чтобы избежать влияния подвижности камеры.
Нужно иметь и некоторые нефотографические аксессуары для такой работы. Ножницы или садовый секатор помогут вам удалить неудачно повернутые листья или отцветшие головки цветов. Маленький верстачок с зажимами может пригодиться для удержания объектов съемки или даже чтобы убрать что-либо из поля зрения. Пульверизатор нужен для обрызгивания объектов съемки красивыми каплями воды, что позволяет имитировать раннее утро в любое время дня. Освещение в саду часто такое, что с ним трудно работать. Яркий солнечный свет слишком контрастен, поэтому лучше по возможности избегать съемки на прямом солнечном свете. Можно либо подождать, пока объект окажется в тени (вы же рядом живете, в конце концов), или сделайте собственный затенитель из рассеивателя или куска картона. Вы можете также применить отражатель или автономную вспышку для подсвечивания теней.
Точка съемки, композиция и глубина резкости
При построении композиции снимка в саду, прежде всего, вы должны подумать о точке съемки и фоне. Сады могут представлять собой беспорядочное пространство, где непросто найти фон, который вам нужен. Используйте предварительный просмотр глубины резкости или прямой просмотр на дисплее, чтобы проверить, как расфокусируется фон в действительности при данной диафрагме. Попробуйте выбрать что-нибудь яркое, что может удачно дополнить ваш объект, или, наоборот, цвет, который будет контрастировать с ним для большей выразительности. Когда применяется низкая точка съемки, фоном может служить голубое небо, а при съемке сбоку это может быть листва. Можно, однако, всегда сделать фон из куска окрашенного картона.
Если у вас есть макрообъектив или макроприставка для компактной камеры, попытайтесь снимать цветы сверху, заполняя кадр полностью. Резкость наводите на тычинки и дайте возможность другим лепесткам выйти из фокуса, что позволит сделать фон мягким и сглаженным. В этом случае вам не нужна большая глубина резкости, и на таком малом расстоянии не имеет значения, какую диафрагму вы используете.
При наводке на резкость в саду можно столкнуться с большими трудностями, чем кажется сначала. Чтобы быть точным, определитесь, на что именно вы наводите, вам нужно использовать единственную точку фокусировки в отличие от области автофокусировки, но тогда за ней трудно уследить, если она дрейфует на площади из-за нехватки деталей. Решение заключается в применении ручной фокусировки, но если вы идете на это, то надо следить за движением объекта. Если дует ветер, расстояние от камеры до объекта будет постоянно меняться. Дождитесь затишья, прежде чем проверять фокусировку и производить съемку.
Общественные сады
Те, у кого нет своего сада, могут посчитать, что этот вид съемки не для них. Однако в большинстве городов есть общественные сады или парки, которые прекрасно выглядят круглый год, часто лучше, чем собственные. Общественные сады больше частных, поэтому у вас есть возможность фотографировать общие виды пейзажей. Сады, принадлежащие частным домам или общественным учреждениям, представляют собой удачные места для съемки, но убедитесь, можно ли там снимать и на каких условиях. Например, в некоторых садах и парках требуется специальное разрешение для съемки со штатива.