Свет и освещение
Эта статья не посвящена специально вопросам освещения, но, когда речь идет о вопросах экспозиции, владеть основными понятиями, относящимися к свету в фотографических процессах, необходимо. По сути, экспонирование — это управление светом.
Есть два важных фактора, относящихся к свойствам света, которые вы должны учитывать:
1. То, что вы видите, это совсем не то, что есть на самом деле.
2. Вы видите совсем не то, что видит камера.
Рассмотрим первый из этих факторов. Когда наши глаза видят свет, мозг обрабатывает получаемую глазами информацию во многом так же, как камера может обрабатывать информацию, зарегистрированную матрицей. Например, «встроенный» в нас природой баланс белого (ББ) сводит весь свет, который мы видим, к нейтральному белому независимо от цветовой температуры источника.
Так, когда мы видим свет настольной лампы, мы воспринимаем его как свет в середине дня при солнечном освещении. Кроме того, люди способны видеть только очень малый участок полного диапазона световых волн, которые присутствуют вокруг нас. Эти волны мы называем видимым светом.
Рисунок 1. Закон обратных квадратов утверждает, что освещенность увеличивается вчетверо, когда расстояние от вспышки до объекта уменьшается вдвое, и уменьшается вчетверо, когда оно удваивается.
По этим и другим причинам важно помнить и второй из упомянутых факторов: люди и камеры «видят» свет по-разному. Например, для того чтобы удалить цветовой опенок с данной цветовой температурой, вы должны указать камере, как сбалансировать свет относительно шкалы Кельвина при настройке ББ. Также мы можем не видеть свет, выходящий за пределы видимой части спектра, а камера регистрирует ультрафиолетовый (УФ) свет, если не применен светофильтр, задерживающий его.
Другое очень важное различие между человеком и камерой, о котором следует помнить, заключается в том, что мы видим контраст в значительно большем диапазоне яркостей (динамическом диапазоне), чем цифровая камера. Когда мы смотрим на высококонтрастную сцену, мы в состоянии различать детали и в ярких, и в темных местах, а камера этого не может. В результате на фото окажутся без деталей черные или белые участки, или и то, и то.
По этим причинам любой фотограф, желающий освоить мастерство фотографии, должен представлять себе освещение сцены или объекта не так, как воспринимает его человек, а как «видит» его камера.
Интенсивность светового потока и закон обратных квадратов
Интенсивность освещения непосредственно влияет на экспозицию. Чем ярче освещение, тем меньше должна быть экспозиция за счет уменьшения выдержки или проходящего в камеру количества света. Когда освещение становится слабее, экспозицию приходится увеличивать, увеличивая выдержку или количество света. Со съемкой на улице ситуация более понятная. Однако когда применяется искусственное освещение (вспышка) в качестве основного источника, положение меняется. Это происходит потому, что вспышка представляет собой почти точечный источник света. Когда освещается один объект, все в порядке: чем дальше источник света, тем большая экспозиция требуется. Но если надо осветить два или больше объектов на разном расстоянии, возникает проблема. Требуемая экспозиция становится разной для разных объектов.
Рисунок 2. Недодержка может быть преодолена путем перемещения источника света ближе к модели.
Например, вы снимаете сцену в студии. Модель расположена в 3 м от вспышки на фоне автомобиля, находящегося в 6 м от вспышки. В этом примере автомобиль получит вчетверо (т.е. на 2 ступени) меньше света по сравнению с моделью.
В этих условиях срабатывает закон обратных квадратов, который гласит, что интенсивность освещения уменьшается в четыре раза, если расстояние от вспышки до объекта станет в два раза больше (и увеличится в четыре раза, если уменьшить расстояние между вспышкой и объектом вдвое).
Задача снижения влияния закона обратных квадратов может быть решена следующими способами:
1. Перенесение источника света дальше от объектов, при этом уменьшится отношение расстояний ближайшего объекта и дальнего объекта до источника света. Например, в приведенном примере, если отодвинуть источник на 10 футов (3 м) назад, отношение расстояний станет 2:3 вместо 1:2.
2. Применение источника более рассеянного света, который снизит эффект влияния расстояния.
Хотя закон обратных квадратов применим в основном к искусственным источникам освещения, аналогичная проблема возникает и при солнечном освещении, когда свет попадет в студию через небольшое окно. Такое освещение сходно с источником искусственного освещения.
Разумеется, существуют ситуации, когда закон обратных квадратов работает в пользу фотографа. Например, снижение света требует увеличения экспозиции для объектов фона по отношению к объектам переднего плана. Если компенсацию не вводить, то детали заднего плана останутся недодержанными. Это будет давать преимущество, когда предпочтительно спрятать отвлекающие детали фона, которые иначе скрыть трудно.
Направление и качество света
Направление и качество света играют важную роль в фотографии. Объект может быть освещен сверху и снизу, сзади и спереди, с боков. Направленность освещения сказывается в расположении теней. Например, при переднем освещении экспозиция будет правильной для всей поверхности объекта. Однако при встречном освещении объект оказывается в тени, хотя фон может быть ярко освещенным. Разная направленность освещения требует различной экспозиции.
Рисунок 3. Переднее освещение идеально для выявления деталей объектов, таких как здания.
Часто боковое освещение считается лучшим, так как позволяет устранить несоразмерность между полностью и частично освещенными сторонами объекта. За счет этого лучше воспринимаются объемы, объекты получают на фотографии форму и глубину.
Качество света зависит от его источника. Прямое (солнечное или искусственное) освещение считается жестким, поскольку формирует плотные хорошо различимые тени. Рассеянный свет (свет солнца, закрытого облаками, отраженный искусственный свет, свет вспышки, рассеянный софтбоксом) считается мягким, неконтрастным.
При выборе экспозиции важным свойством света оказывается уровень результирующего контраста. Поскольку жесткий свет (от прямого источника) создает резкие тени, контраст оказывается большим, иногда превышающим ДА матрицы. Сниженный контраст теней получается при мягком рассеянном освещении, при котором легче управлять одновременно и тенями, и светами изображения.
Цветовая температура и баланс белого
Цветовая температура естественного света непостоянна в течение дня и неодинакова для искусственного света в зависимости от типа используемых ламп. Влияют на нее и другие факторы, такие как погода и место съемки.
Рисунок 4. Мягкое освещение снижает контраст, так как уменьшается плотность теней.
В отличие от вариаций интенсивности реальная цветовая температура света мало влияет на экспозицию в цифровой фотографии, хотя изменения ББ могут приводить к коррекции экспозиционных параметров. Об этом стоит упомянуть, поскольку цифровые камеры оборудованы управлением ББ, что позволяет фотографу согласовать реакцию матрицы с цветовой температурой источника света, чтобы нейтрализовать нежелательный цветовой опенок. Это напоминает реакцию человека на цветовой характер освещения.
Известно, что наиболее точный способ установки ББ состоит в измерении его по фотографируемой сцене с последующей ручной установкой соответствующей температуры на камере. Однако этот метод часто трудно применить, в особенности при съемках вне помещения при естественном свете, когда условия могут очень быстро изменяться. Гораздо удобнее так снимать в студии и вне помещений при искусственном свете, например на стадионах при прожекторах.
Для компенсации этого неудобства цифровые камеры имеют предустановки для большинства распространенных источников света (см. в прошлой статье). Выбирая любой из подходящих источников, можно получить сбалансированное или почти нейтральное по цвету изображение. Однако этот способ получить нейтральное свободное от цветного тона изображение не всегда дает удовлетворительный результат. Например, пейзажисты ловят прекрасный золотистый оттенок рано утром или поздно вечером, который может быть сведен на нет неверной установкой ББ.
По этой причине стоит поэкспериментировать с ББ. Это легко сделать, снимая в формате RAW, когда установки камеры можно менять при последующей обработке снимков. Например, недавно я выполнял проект по съемке пейзажа при лунном свете, а затем экспериментировал с различными установками ББ и заметил, что наилучший баланс цвета оказался при задании цветовой температуры на 4100 К (аналогично предустановке для люминесцентных ламп), при котором идеальными оказались глубокие тона синего неба.
Рисунок 5. Жесткий боковой свет хорошо выявляет длинные тени.
Будьте осторожны, используя автоматический баланс белого (АББ) камеры. В большинстве ситуаций АББ камеры позволяет получить приемлемые результаты и часто дает хорошую основу для после съемочной обработки, особенно для RAW-формата. Однако если ваша задача — получить точные результаты в камере, то надо учесть два обстоятельства. Первое связано с диапазоном АББ, который обычно простирается от 3500 до 8000 К. Если реальная цветовая температура источника света выходит за границы этого диапазона, то в выходном изображении будет присутствовать цветовой оттенок.
Второе замечание относится к определенным моделям цифровых камер, у которых имеется измеритель ББ внешнего освещения, работающий в комплексе с обычным TTL-измерителем ББ. К ним относятся Nikon D2X и D2H и их варианты. Такой измеритель ББ окружающего освещения устанавливается над корпусом видоискателя и может оказаться перекрытым полями шляпы или козырьком, например, бейсболки. Это может привести к неточности результатов АББ.
ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА ПРЕДУСТАНОВОК ББ
Установка ББ Цветовая температура (в Кельвинах)
Лампы накаливания 3,000
Люминесцентные 4,200
Прямой солнечный свет 5,200
Вспышка 5,400
Облачно 6,000
Тень 8.000
Применение оптических фильтров
Большинство оптических фильтров может использоваться с цифровыми камерами точно так же, как и с пленочными. Например, поляризационный фильтр будет работать эффективно и одинаково и на цифровой камере, и на пленочной. Некоторые оптические фильтры тоже будут работать, но они меньше подходят для цифровой съемки, например УФ-фильтры. Это связано с тем, что они в меньшей степени влияют на матрицы, чем на пленку.
Рисунок 6. Выбор установки ББ для люминесцентных ламп позволил усилить голубые тона на этом снимке, снятом при свете луны.
Надо быть внимательным, когда вы применяете корректирующие фильтры в сочетании с ББ. Например, если ББ установлен на камере в режиме АББ, а на объективе использован корректирующий фильтр теплого опенка серии 81, АББ сведет к нулю влияние этого фильтра. То же справедливо при холодном фильтре серии 80 и для любого другого корректирующего фильтра.
Аналогично если включена предустановка ББ и применен оптический цветной фильтр, то их эффекты сложатся. Влияние фильтра добавится к установке ББ, что приведет к наложению поправок на изображение.