Мягкий и жесткий свет в фотографии
Освещение – один из ключевых моментов в фотографии. Можно экспериментировать с ним, добиваясь хороших результатов, но лучше все же сначала понять, что такое мягкий и жесткий свет, а потом уже приступать к процессу съемки.
Каждый, наверное, знает, что свет может быть как рассеянным, так и направленным. В естественной природе можно увидеть оба этих варианта. Например, летний день, чистое голубое небо, яркое солнце – это прямой свет, его можно назвать направленным. Объекты на фотографиях в таких условиях получаются с четкой, будто прорисованной тенью. А вот если солнце заволакивает облаками, то свет становится рассеянным, и их почти не видно, хотя на улице также светло.
У каждого в квартире висит люстра или светильники. Они пускают прямые лучи, которые, впоследствии отражаясь от стен и пола, рассеиваются. Это происходит потому, что поверхности имеют шероховатости и неровности, порой невидимые ля человеческого глаза. Поэтому, попадая на них, прямые лучи отражаются с разными градусами отклонения. В результате этого освещение становится боле мягкое, тени не пропадают, как в облачную погоду, но становятся не такими яркими, как в солнечную. Переходы между освещенными и неосвещенными предметами становятся более плавными.
Фотографируя в студиях, большинство используют мощный софит или моноблок. В результате этого получаются жесткие световые границы. Чтобы уйти от них и сделать освещение не таким резким, нужно вспомнить одно правило: чем больше источник света по отношению к снимаемой площади, тем светлее и мягче тени. Для того, чтобы «увеличить» источник света, можно использовать отражатель, это создаст нужный эффект. А если перед источником света натянуть тонкую прозрачную ткань, то тени вовсе исчезнут . Но с этим методом следует быть аккуратным, т.к. этот метод пожароопасный.
Другой способ – просто поставить нужный предмет ближе к окну. От него исходит рассеянный свет, который не даст резких переходов. Это можно использовать в бытовых ситуациях: у вас неидеальная кожа? Встаньте на фотографиях к окну, и на снимке она будет выглядеть гораздо лучше.
Теперь наверняка понятно, что такое направленный, или жесткий свет, а какой называют рассеянным, или мягким. В съемке используется и тот, и тот, нужно лишь понимать, какого эффекта следует достичь. Например, снимая мужчин, в большинстве случаев лучше применять жесткий свет, а фотографируя женщин – мягкий. Теперь осталось приступить к практике и тренироваться делать снимки в нужных условиях.
Очень доступно объяснили, но нужно подкреплять теорию практикой, поэтому прочитав нужно взять в руки камеру и приступить к практике. Мне хочется попробовать пожароопасный способ, чтобы не было теней.
Игра со светом всегда имела большое значение, поэтому нужно уметь работать с ним, подмечать нюансы, но все это приходит с опытом. Или же нужно учиться, хоть и обычный человек знает какие снимки лучше, при каком свете.
Свет всегда играет очень большую роль и при подборе ракурса для съемки, особенно если речь идет о съемке на природе. Я вот очень долго учился выбирать освещение и даже иногда из-за плохого освещения приходилось жертвовать достаточно хорошими кадрами.
Я лично очень люблю эксперементировать со светом, делаю одни и те же фотографии в нескольких ракурсах, и мне очень нравиться игра со светом, на одной и той же фотографии можно показать разное настроение благодаря свету.
Я вот не согласен, что все фотографы в студиях используют жесткий свет. Наоборот — в основном мягкий — в нем портреты получаются намного выигрышнее.