Правила фотографии
Каждый из нас хоть раз в жизни пользовался фотоаппаратом. Для кого-то это так и оставалось первым и единственным разом, а кто-то «заболевал» фотографией на всю жизнь. Но, наверняка, все мечтали сделать уникальные, красивые кадры. Чтобы получить не просто снимки, а именно Фотографии, недостаточно только нажимать на спуск затвора фотоаппарата. Начинающему фотолюбителю нужно понять принципы фотографического процесса и изучить правила искусства фотографии. Научившись применять эти знания, вы решите – развиваться вам дальше или остановиться на уровне любителя.
Основу кадра составляет сюжет. Всегда снимайте не «просто так», а пытайтесь что-то сказать своим снимком. Восприятие фотографии зависит от компоновки составляющих кадра, композиции. Выберите главный объект и попытайтесь чем-то выделить его – светом, резкостью, цветом, сделайте так, чтобы глаз сразу определил на фотографии цель съемки. Не располагайте главный объект кадра посередине. Существует правило третей, согласно которому наиболее выгодно размещать объект на пересечении двух линий, проходящих параллельно смежным сторонам кадра и находящимся на расстоянии 1/3 от края фотографии. Чтобы показать глубину и объем фотографии используйте яркий передний план.
Теперь поговорим о технике съемки. Многие фотографируют в так называемом «зеленом» режиме – режиме, где все настройки выставляет автоматика фотоаппарата. Но более эмоциональный снимок можно получить, используя творческие режимы – приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной, программный.
Если вам нужно «заморозить» движение (например, вы хотите снять застывшие брызги фонтана), то короткая выдержка порядка 1/500 с и меньше даст необходимый эффект. А вот если вы снимаете горный водопад – попробуйте использовать выдержку в 1 секунду и вы получите красивый водный поток с выровненной светлой поверхностью. Чтобы избежать эффекта «шевеленки» от дрожания камеры в руках старайтесь использовать штатив.
Одно из главных правил фотографии гласит – выдели главное и отсеки лишнее. Выделить главное можно при помощи диафрагмы, а отсечь лишнее поможет размытый фон. Объект съемки на фотографии всегда должен выглядеть резко. Чем меньше диафрагменное значение, тем больше глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), т.е. при диафрагме 1/18 резким будет весь кадр. Это требуется при съемке пейзажей, спортивных состязаний, натюрмортов и т.д. А вот, например, при съемке портретов, для размытия заднего плана диафрагма ставится 1/5,6. Чем больше расстояние от объекта съемки до фона, тем равномернее получается размытие.
Ручной и программный режимы несколько сложнее, но когда вы уверенно начнете выставлять выдержку и диафрагму – осилите и эти режимы, хотя их применение будет требоваться вам в редких случаях.
Также влияют на качество снимка значение ISO и баланс белого. Здесь на первых порах можно довериться автоматике, а в дальнейшем имейте в виду, что с увеличением ISO выдержку можно ставить короче, но при этом на снимке возможно появление шумов. От корректной установки баланса белого зависит цвет на фотографии. А вернее цвет зависит от того, как и чем освещается объект съемки. Так вот, с помощью баланса белого можно установить режим «Солнце», или «Лампа накаливания», или другой в зависимости от того, чем освещен объект.
А каким же фотоаппаратом лучше фотографировать? Существует миф о том, что хороший снимок можно получить только профессиональной техникой. Да, макроснимок или портрет с детальной проработкой желательно делать хорошей оптикой, а вот пейзаж неплохо получается даже компактом. Используйте необходимые аксессуары для придания фотографии естественности. Применение поляризационного светофильтра позволит избежать ненужных бликов и засветов плоских поверхностей. При съемке портретов пользуйтесь вспышкой, если снимаете на улице, для того чтобы подсветить тени подойдет даже встроенная.
Современный рынок фототехники может предложить любой аппарат на любой вкус. Фотографу – любителю подойдет недорогая зеркальная камера начального уровня. Такие есть практически у всех фирм-производителей. У Nikon это D3000, например, у Canon – 500D, а также аппараты других фирм, такие как Sony Alpha 330, Panasonic LUMIX G1, Pentax K-x и пр. Из компактов неплохо себя зарекомендовали Samsung ST65, Nikon Coolpix P700, Olympus TG-310 TOUGH и т.д. Ну, а вообще неважно, какого класса у вас первый фотоаппарат. Главное – изучите его досконально, попробуйте все режимы, экспериментируйте с настройками и когда вам будет не хватать ресурсов этого устройства, вы уже с уверенностью сможете определиться, какой фотоаппарат вы хотите и что от него ждете.
Тоже считаю, что главное это тщательное изучение инструкции к фотокамере, иначе вы не сможете использовать ее по максимуму и фото получатся не особо качественными. Поэтому с любой камерой есть шанс снять красивые и качественные снимки.
Даже на автоматической настройки можно сделать хороший кадр, просто в основном все фото любителей — не о чем.. снимают чтобы хорошо получилось, а вот чем то выделить этот снимок не знают или не умеют. Поэтому глядя на снимок можно сразу определить кто снимал.
Вот уж удар ниже пояса для всех любителей. Не то чтобы фото ни о чем, вопрос в том для чего сделаны эти фото. Фотография мордашки ребенка может быть для вас ничего не значит но имеет мега значение для ее автора.
Отличная статья. В ней собраны все моменты, которые необходимы для хорошей съемки. И фотоаппараты представлены неплохие. Люблю, когда все кратко рассказано и понятно.
Спасибо за статью и советы. Снимаю зеркальным, качество конечно пока хромает, но я учусь и практикуюсь. Часто снимаю на авто и действительно получаются неплохие снимки, но хотелось бы на авто вообще не переключаться.
Дело в том, что иногда приступая к съемке чувствуешь прилив сил и вдохновения, а снимки получаются несколько не такими какими их видел ты. Но не стоит отчаиваться, методом проб и ошибок как раз и становятся хорошим фотографом.
Тут вот описано правило третей, которое можно сказать является самой успешной вариацией раскадровки, но не всегда применимой. Вообще статья вкратце описывает очень важные моменты, на которые стоит обратить внимание.
Слишком общие советы. Мне больше нравятся статьи, в которых более конкретно указано как можно улучшить свое мастерство фотографа.