Роль затвора современной фотокамеры

Затворы, применяемые в большинстве DSLR-камер, — электромагнитные электронно-управляемые фокальные с двумя шторками, движущимися горизонтально или вертикально вдоль матрицы. Когда затвор срабатывает, первая шторка открывает матрицу для начала экспонирования, потом вторая шторка завершает экспонирование. На длительных выдержках, обычно около 1/250 сек., первая шторка завершает движение перед тем, как вторая начнет закрывать экспонирование. Это важно для получения возможности съемки со вспышкой, когда требуется, чтобы была доступна каждая точка матрицы. Для получения более высоких скоростей затвора вторая шторка начинает закрывать матрицу до того, как первая завершит движение перед матрицей. На таких выдержках из-за неполного открытия матрицы синхронизация со вспышкой затруднена и реализуется только у высококлассных камер.

1Рисунок 1. Эта диаграмма показывает циклы движения шторок затвора на выдержках, синхронизируемых со вспышкой, и более быстрых.

Таким образом, затвор управляет выдержкой, т.е. количеством времени, в течение которого освещается матрица. Именно эта длительность определяет, как будет зарегистрировано движение в конечном изображении. Следовательно, управляя выдержкой с помощью затвора, фотограф способен передать характер движения. Это теоретическое положение можно проиллюстрировать съемкой струи воды. Первый кадр сделан при выдержке 1/1000 сек., последующие — с удлинением выдержки на 1 ступень вплоть до последнего изображения, снятого при 1/15 сек. Иллюстрации показывают, как изменяется характер передачи движения при разной выдержке: от полной проработки деталей, но потери ощущения движения на первом кадре (1/1000 сек.) до размывания деталей при явном ощущении движения на последнем.
Однако надо помнить, что выдержка всегда должна соотноситься с объектом съемки. Утверждение, что «короткая выдержка замораживает движение», справедливо. Например, если объект относительно статичен, то длительная выдержка не даст размытия его на снимке. С другой стороны, и очень короткая выдержка, например 1/500 сек., не остановит на снимке очень быстрый объект, такой как гоночный автомобиль, без специальной съемочной техники.

2Рисунок 2. Диафрагма состоит из нескольких перекрывающихся лепестков. Число лепестков определяет степень сглаженности расфокусированных участков изображения.

Итак, принципиальная роль затвора состоит в том, что с его помощью фотограф может отображать характер движения. Другим механизмом управления экспозицией является апертура, или диафрагма, задающая количество света, поступающего на матрицу. Диафрагма управляется кольцом, расположенным на объективе, или диском управления на корпусе камеры. Диафрагма состоит из нескольких перекрывающихся лепестков. Число лепестков может быть различным, обычно от 5 до 8, причем, чем больше лепестков, тем более круглым оказывается отверстие диафрагмы. Это важно, поскольку, чем круглее отверстие, тем более однородными и сглаженными оказываются расфокусированные участки изображения, что повышает качество изображения.

3Рисунок 3. Количество света, достигающего матрицы, регулируется диафрагмой объектива. Чем больше отверстие диафрагмы, тем больше света проходит через объектив.

СРОК РАБОТЫ ЗАТВОРОВ
Современные затворы сложны, точны в действии, однако, как и любая механика, они изнашиваются. О точном сроке службы современных затворов можно только догадываться, данные для конкретных камер получить у производителей трудно. Ориентировочно можно ожидать у профессиональных DSLR-камер выполнения около 150 000 срабатываний, у камер низшего и среднего класса — соответственно 50 000 и 100 000 циклов.
Размеры отверстия диафрагмы обозначаются последовательностями чисел, называемыми относительными отверстиями (иногда — f-ступенями). На современных объективах они составляют ряд чисел от f/2 до f/32 в последовательности: f/2, f/2,8, f/4, f/5,6, f/8, f/11, f/16, f22, f/32.
Имеются также объективы с большими (например, f/1,8) или меньшими (например, f/45 — f/64) относительными отверстиями. Последние, впрочем, бывают только у объективов крупноформатных камер.
4(1)
5(1)
6(1)
7(1)
8(1)
9(1)
10(1)Рисунок 4. Эта серия кадров показывает, как выглядит движение по мере увеличения длительности выдержки. Первый снимок сделан при 1/1000 сек., последний при 1/15 сек.

ТЕСТ СО СТРУЕЙ ВОДЫ
1. Поставьте камеру на штатив и откройте кран. Наведите камеру так, чтобы в кадре была хорошо видна струя воды. Камеру лучше повернуть для съемки в вертикальном формате.
2. Включите режим приоритета выдержки (обычно маркируется символами S или Tv).
3. Установите выдержку 1 /1000 сек. и снимите первый кадр.
4. Удлиняйте выдержку на 1 полную ступень (т.е. 1/500, 1/250,1 /125, 1 /60 сек. и т.д.) и продолжайте снимать.
5. Повторяйте шаг 4 до тех тор, пока не охватите диапазон от 1/1000 до 4 сек. У вас получится 13 снимков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ 152 РФ.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.