Загрузка...

Режимы экспонирования: творческие возможности

В DSLR-камерах, кроме различных режимов измерения экспозиции, имеются различные режимы экспонирования: от «навел, снял» и разных программных режимов до полуавтоматических и полностью ручных. Как и в случае методов измерения, важно знать характеристику вариантов по уровню и площади, охватываемых камерой, чтобы выбрать наиболее подходящий для задуманного изображения. Кроме того, при съемках. в которых важна оперативность (например, спорт и живая природа), выбор наиболее подходящего метода измерения экспозиции может иногда спасти кадр.

Полуручные режимы экспонирования

Когда используют автоматическое экспонирование, часто применяют два полуавтоматических режима: приоритет диафрагмы и приоритет выдержки, которые оказываются наиболее полезными. В любом из этих режимов фотограф задает один из экспозиционных параметров, а камера устанавливает другой в соответствии с результатом измерения экспозиции.

5

Как правило, приоритет диафрагмы выбирается, когда фотограф хочет управлять размером ГРИП. Например, пейзажист может выбрать приоритет диафрагмы для того, чтобы по возможности увеличить глубину резкости и сделать резкими детали от переднего плана до фона. Выдержка в этом случае менее важна для принятия решения. Рассмотрим теперь случай, когда нужно передать движение воды при съемке водопада. В этом случае выдержка оказывается определяющим фактором в замысле фотографа. Выдержку следует установить вручную. Следовательно, выбор между приоритетом диафрагмы или выдержки зависит от требуемой ГРИП или характера передачи движения.

6Рисунок 1. Эти две диаграммы показывают типичный диапазон выдержек(вверху) и относительных отверстий диафрагмы(напротив). Стрелки показывают направление уменьшения экспозиции.

Однако есть ситуации, когда вы можете предпочесть приоритет диафрагмы вне зависимости от глубины резкости. Например, при съемке живой природы большинство кадров я снимаю при автоматическом экспонировании, используя приоритет диафрагмы, в частности при плохих условиях освещения. В подобных случаях я бы предпочел работать с приоритетом выдержки, но в этом режиме возможности выбора диафрагмы оказываются недостаточно широкими. Камера будет часто блокироваться, и я не смогу снимать.

Тогда я выбираю приоритет диафрагмы и открываю ее до предела. Гораздо больший диапазон выдержек позволяет легче выбрать требуемую экспозиционную комбинацию. Даже если этот прием неидеален, я, по крайней мере, не пропущу кадр из-за блокировки камеры.

В сущности, полуавтоматические режимы позволяют получить преимущество в скорости и до некоторой степени в точности от автоматизации камеры, сохраняя при этом управление творческими и композиционными возможностями съемки.

Ручные режимы установки экспозиции

Полуавтоматический режим увеличивает оперативность съемки. Это важно, когда у вас мало времени для фотографической реакции на непредвиденные события (репортаж с места событий, спортивная съемка, фотографирование животных).

Существует ряд обстоятельств, когда предпочтительна полностью ручная установка экспозиции. Например, представьте пейзаж с ярким небом и затененным передним планом, когда диапазон яркости сцены превосходит ДД матрицы. Использование автоматических или полуавтоматических режимов приведет к потере деталей в светах и (или) тенях. Сюда же можно отнести случаи, когда требуемая экспозиция может быстро меняться, а кнопка спуска уже нажата (т.е. когда съемка может быть в любой момент заблокирована). Вот тогда-то и следует перейти на ручной режим.

АВТОРЕЖИМ ПРИОРИТЕТА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

В течение многих лет среди полуавтоматических режимов имелись только приоритет диафрагмы и приоритет выдержки, и так было довольно долго. Однако мы стали свидетелями появления нового полуавтоматического режима с фиксацией усиления (светочувствительности). Стало возможным выбирать чувствительность для каждого отдельного кадра. Несмотря на то что это нововведение дает некоторое преимущество, поскольку светочувствительность является ключевым фактором качества цифрового изображения. применение автоматического режима в профессиональной фотографии ограниченно.

1Рисунок 2. В полностью автоматическом режиме (Auto) камера принимает все экспозиционные решения сама, независимо от того, каким хотел бы видеть снимок фотограф. Надеясь на этот режим, вы часто будете получать плохие снимки.

ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ В РУЧНОМ РЕЖИМЕ

Диапазон доступных диафрагм в ручном режиме ограничен используемым объективом. Он указан на шкале диафрагм на корпусе объектива (в некоторых объективах кольца установки диафрагм нет, а информация о диафрагмах считывается по экрану ЖК-дисплея при повороте соответствующего управляющего диска). Диапазон возможных значений диафрагмы не зависит от того, устанавливаются они вручную или автоматически. Однако диапазон выдержек в ручном режиме может быть шире. Обычно от 30 до 1/8.000 сек., а кроме того, в ручном режиме можно установить длительную выдержку, что позволяет оставить затвор открытым неопределенно долго.

Использование аналогового индикатора экспозиции

Когда используется ручной режим, информацию об экспозиции можно получить по аналоговому индикатору в видоискателе. В типичной DSLR-камере такой индикатор имеет вид фиксированной шкалы с диапазоном от -2 до +2 ступеней и шагом 1/3 ступени. Над шкалой движется индикаторная метка в соответствии с изменением диафрагмы, выдержки или светочувствительности. Когда метка находится над нулевой отметкой шкалы, показана точная экспозиция для средне-серого объекта. Это та же экспозиция, какая была бы получена при любом из автоматических или полуавтоматических режимов.

Аналоговая_шкала_эксозицииРисунок 3. Когда применяется ручной режим, аналоговый экспонометр показывает текущий выбор экспозиции.

Сюжетные программы

Задача этой книги — научить управлять экспозицией, поэтому вопрос о полностью автоматических и сюжетных режимах выходит за рамки нашего обсуждения. Я упоминаю их, чтобы показать, что им не стоит особенно доверять, а не для разъяснений, как и где ими пользоваться.

Индикация_правильной_экспозицииРисунок 4. Когда метка стоит над нулевой отметкой, экспозиция соответствует технически точной по средне-серому объекту.

Многие из DSLR-камер для начинающих имеют полностью автоматические или сюжетные режимы управления экспозицией, например, для портрета, ночного портрета, пейзажной и спортивной съемки. В автоматическом программном режиме камера определяет как диафрагму, так и выдержку, основываясь на исходных данных о яркости и контрасте. Возможность ручного контроля над выдержкой и диафрагмой отсутствует. В некоторых более новых моделях предусмотрена возможность ручной корректировки экспозиционных параметров, но вы можете пользоваться и полуавтоматическими, и ручными режимами, если вы знаете, для чего и как это делать.

В режиме сюжетных программ после установки соответствующего символа камера выбирает диафрагму и выдержку в зависимости от выбранного сюжета. Например, когда установлен режим пейзажа, экспозиция выбирается так, чтобы обеспечить наибольшую ГРИП. В этом смысле сюжетные режимы больше интуитивные, чем программные. Однако в обоих режимах камера часто выбирает другие установки автоматически (например, светочувствительность, ББ), что ограничивает возможности фотографа в управлении процессом создания изображения.
режимы_камер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *