Загрузка...

Tilt/Shift – объективы для коррекции перспективы

При помощи объективов tilt/shift можно повысить функциональность фотоаппаратов по перспективе и глубине резкости. Возможности, которые предоставляет их оптика, не могут быть заменены цифровой обработкой. Для некоторых видов съёмки – архитектурной, ландшафтной – они часто просто незаменимы.

Tilt-Shift2

Сдвиг делает возможным сместить изображение относительно сенсора цифрового фотоаппарата. В результате этого теряется соответствие центров перспектив объектива и изображения. В результате получается эффект, соответствующий смещению кадрирования от центра изображения к краю в объективах с широким углом обзора.

Tiltshiftnikon

Изображение на цифровом сенсоре фотоаппарата получается в результате передачи объективом кругового изображения. При этом сенсор запечатлевает не всё круговое изображение целиком, а часть его – центральное прямоугольное кадрирование. Большинство объективов имеют круговое изображение, которое незначительно превосходит изображение, попадающее на цифровой сенсор. Сдвиговые объективы же передают круговое изображение значительно большего размера. Это даёт возможность передвигать круг изображения для выбора желаемого кадрирования заданного прямоугольника.
Сдвиг используется, когда необходимо изменить перспективу или расширить угол зрения. Для расширения угла зрения используются несколько снимков.

Tiltshift4

К возможностям сдвига дополнительно добавляется преимущество получить более качественное изображение по краям (для центральной позиции).
Это соответствует применению полнокадровых объективов на фотоаппаратах с уменьшенной матрицей (кроп – камерах). В результате полученное фото будет более высокого качества: виньетирование и размытие будут значительно меньшими.

24

Обратной стороной медали является то, что объективы с функцией сдвига имеют более значительные размеры и массу по сравнению с обычными объективами
(при тех же значениях фокуса и наибольшей диафрагме). Помимо этого при значительном сдвиге в поле зрения попадут те части кругового изображения, которые имеют уже ухудшенное качество. Но тут надо сказать, что на обычном объективе постоянно доступное изображение часто бывает не лучшего качества. Tilt/shift объектив c фокусным расстоянием 24 мм соответствует по своим оптическим данным обычному объективу с фокусным расстоянием 16 мм в связи с одинаковым размером кругового изображения. А из этого следует, что tilt/shift объектив с фокусом 24 мм уступает по качеству полученного оптического изображения обычному объективу с фокусом 24 мм. Это и понятно – чем больше угол зрения, тем качество ниже.

Tilt-Shift

Наиболее частое употребление сдвига – это архитектурная фотография
. Там он используется в перспективе для выпрямления вертикальных сходящихся линий. Параллельные вертикальные линии начинают сходиться, когда объектив камеры (центр изображаемого круга) начинает отклоняться от горизонтального положения. Сдвиговый объектив способен передать изображение, находящееся ниже либо выше горизонтальной плоскости, при находящемся на горизонтальной линии центре изображаемого круга. Это даёт возможность воздействия на перспективу.

_tilt-shift-objektive

Подобных результатов можно достигнуть и другими способами. Один из них состоит в применении широкоугольного объектива с последующим кадрированным отпечатком. Но при этом за пределами кадра останется большая часть полученного изображения. Другой распространённый метод – обработка цифрового изображения в программе Adobe Photoshop. В программе присутствует специальный инструмент по исправлению перспективы. Вертикальное изображение при этом растягивается, и перспектива улучшается, но горизонтальное изображение — ухудшается. Притом, что объективы со сдвигом дают некоторое размытие на границах изображаемого круга, они дают наилучшее качество изображения, среди всех способов, где требуется коррекция перспективы. Наиболее очевиден выигрыш в качестве при использовании tilt/shift объективов с фокусным расстоянием от 45 мм и выше.

Tiltshift3

При использовании последовательного ряда фотографий со сдвигом, можно создать цифровую панораму. Поскольку при этом способе оптический центр объектива не будет менять своего местоположения, то на переднем плане не будет ошибок параллакса. А значит, не понадобится дополнительно приобретать панорамную головку (устройство для поворота камеры). При этом во всех снимках сохранится первоначальная прямоугольная перспектива.

Существующие объективы Canon и Nikon позволяют осуществлять сдвиг до 11.5 мм в любом из направлений (влево – вправо, вверх – вниз).

tiltransform

Вращение даёт возможность изменить угол наклона плоскости самого резкого фокуса. В результате эта плоскость уже не будет перпендикулярной к оптической оси объектива. Возникнет клиновидная глубина резкости. Её ширина будет тем больше, чем дальше расположен объект съёмки. При использовании обычных объективов, для многих случаев, глубина резкости бывает недостаточной. Даже при уменьшенном значении диафрагмы. Да и саму диафрагму не всегда можно закрыть больше определённого предела – из-за явления дифракции происходит размытие изображения в фокусировочной плоскости. Но вращением можно более эффективно использовать глубину резкости. Для архитектурной и пейзажной фотографий часто требуется получение в глубину максимальной резкости. Выбор наиболее подходящего положения плоскости фокуса бывает непростой задачей. Это объясняется тем, что важны и угол фокальной плоскости и форма глубины резкости.

Tilt_Shift_Castle

Объективы tilt/shift ограничены углом вращения (8.5º для Nikon и 8º для Canon). Вращение можно осуществить в любую сторону. В случае если нельзя осуществить поворот на такое угол, чтобы фокальная плоскость заняла самое лучшее положение, то его можно выполнить на доступный угол. И в этом случае изображение выйдет лучше, чем от использования обычного объектива. Более сложным является использование сочетания сдвиг – вращение. Возможности здесь наиболее обширные.

Наиболее часто объективы кэнон tilt/shift фокусируют по принципу проб и ошибок. Контроль осуществляется при помощи видоискателя. Фокусировки добиваются в результате проведенной серии подбора угла поворота и дистанции фокусировки, до нахождения оптимального положения фокальной плоскости. При этом крайне желательно использовать штатив.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *